Газовое оборудование (ГБО) 5 поколения
Евро 5 – это устройство, которое кардинально отличается от всех предыдущих поколений по принципу и качеству работы. Агрегат пятого вида впрыскивает газовую смесь в жидком состоянии, а не в виде пара, как это происходит в предыдущих версиях.
Абсолютно все составляющие агрегата отличаются от своих предшественников. Присутствующий в предыдущих вариантах испарительный редуктор и смеситель были заменены на распределительный блок и газовый инжектор. Также усовершенствован и баллон, в данном случае, в нем установлен мультиклапан и насос, что позволяет качать жидкий газ.
Дополнительно агрегаты оснащены фильтрационными системами тройной степени очистки газа. Альтернативное топливо при попадании в баллон сразу фильтруется и дальше двигается по системе.
Все соединительные трубки стали синтетическими, которые в отличие от медных более пластичны и надежны. Основные преимущества Евро 5:
- Увеличение мощностей минимум на 5%;
- Отсутствие влияния на максимальную скорость;
- Соответствие уровня выбросов токсических веществ высоким мировым стандартам.
Недостаток — перерасход топлива на 15% в сравнении с бензином.
Увеличенный расход газа – это не особенность данного поколения, а отличительная черта абсолютно любого газобаллонного оборудования.
Что такое ГБО 5 поколения для автомобилей
Это на сегодня самая прогрессивная система оборудования на сжиженном газе. При этом не стоит спешить с приобретением и установкой. Сначала следует познакомиться с ее особенностями.
В чем отличие от предыдущих поколений
Все ранее выпущенное ГБО предусматривало перед впрыском в цилиндры подготовку газовоздушной смеси (подогрев, испарение). В пятом поколении газ подается из баллона непосредственно в цилиндры двигателя в естественном сжиженном состоянии.
Это называется системой «LPI» – Liquid Petroltumgas Ingection — жидкий фазированный распределенный впрыск. Он позволяет использовать без потерь всю энергию пропан – бутановой смеси при ее сжигании.
Из чего состоит
Основным узлом ГБО 5 поколения является газовый баллон с вмонтированным внутри насосом высокого давления и мультиклапаном. Не менее важными являются регулятор давления и газовый электронный блок управления.
Схема устройства ГБО 5 поколения
С учетом качества нашего сжиженного газа необходимы дополнительные фильтры для его очистки. Они должны обеспечить тройную степень фильтрации. Транспортировка топлива осуществляется по пластиковым трубопроводам высокого давления.
Как работает ГБО 5 поколения
Подача газа осуществляется при помощи специального «газового» насоса. Он в сборе с мультиклапаном смонтирован непосредственно в газовом баллоне.
Насос подачи сжиженного газа с мультиклапаном
Редуктор отсутствует, соответственно и все, что с ним связано – тоже. Насос создает постоянное давление 2,0 – 2,4 Мпа в системе трубопроводов. Далее оно поддерживается регулятором давления на уровне 5 бар больше, чем то, которое имеется в баллоне. Газ постоянно циркулирует по топливной магистрали и подается к форсункам (полный аналог бензиновой системы).
Все элементы ГБО 5 поколения изготавливаются по высокоточным технологиям из дорогостоящих материалов. Это котроллеры, разъемы, проводка, платы и микросхемы.
Преимущества
Запуск мотора производится на газе при любой температуре воздуха, в том числе и отрицательной. Двигатель не теряет мощность при использовании пропана по сравнению с бензином.
Газ расходуется более экономно, чем при любой другой системе ГБО. Все заводские характеристики двигателя при переводе на газ полностью сохраняются.
Недостатки ГБО 5 поколения
Высокая цена является основным, если не главным, недостаток. Эта топливная система стоит более чем в два раза дороже самой популярной четвертого поколения. Ремонт основных узлов также не дешевый.
Это логично, поскольку высока цена самой установки. особенно насоса. Чувствительность к составу сжиженного газа (наличие примесей, всевозможных посторонних включений) существенно влияет на общую работоспособность.
Газ далеко не всегда достаточно очищен. Поэтому есть вероятность выхода из строя узлов и деталей. Соответственно возникнет необходимость в ремонте, а это стоит немалых денег. Например, стоимость насоса составляет около 30% цены всей газовой установки.
На сегодня недостаточно развитая сеть центров обслуживания и ремонта ГБО 5 поколения. Это связано с пока еще не значительным количеством таких установок, находящихся в эксплуатации.
Для каких автомобилей может применяться
Это любые инжекторные двигатели, в том числе и особо сложных конструкций. ГБО отвечает требованиям по экологии Евро – 4 и Евро – 5. Соответствует главным стандартам по диагностике бортовых систем автомобилей.
Во-первых, это OBD – I – контроль за выбросами. Во-вторых, OBD – II – полный контроль за двигателем, дополнительными устройствами, диагностика сети управления автомобилем.
Ставить или нет пятое поколение
Все зависит от подхода и возможностей. ГБО 5 поколения выпускается и эксплуатируется уже не первый год. Наиболее продвинутые в этом вопросе голландцы. Их техника в мире имеет спрос. Для наших потребителей главной проблемой является качество газа.
Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения
Отличия и особенности ГБО 5
В газовом оборудовании на авто 5 поколения упростили схему, уменьшили количество элементов и автоматизировали процесс.
Сегодня самая современная система, применяемая в России, – именно пятая версия газобаллонного оборудования.
Существуют значительные отличия ГБО 4 и 5 поколений. В пятом семействе исключен редуктор, поскольку преобразовывать сжиженный газ в парообразное топливо больше не нужно.
Альтернатива редуктору – регулятор давления. Он «следит», чтобы величина рабочего давления (+5 бар от сжатия в баллоне) была стабильной. Это необходимо для предотвращения перехода газа в пар под действием тепла, выделяемого мотором.
Пятое поколение позволяет доставлять пропан до камеры сгорания в исходной жидкой фазе. Это возможно благодаря насосу, который встроен в баллон.
От него проведен трубопровод до топливной рейки (рампы). Параллельно идет обратная магистраль из рейки в емкость. По этому пути в баллон откачивается неиспользованный газ.
За откачку остатков пропана отвечает мультиклапан. Привычные для предыдущих версий медные трубы заменяются пластиковыми армированными.
В оборудовании 4 поколения нужно перерезать трубки с охлаждающей жидкостью, а в месте разрыва монтировать тройники, что может привести к утечке тосола.
Рассмотрим, чем отличается ГБО 4 поколения от 5, кроме удаления редуктора. Для 5 семейства разработана новинка – быстрые электромагнитные форсунки. Скорость обработки импульсов впрыска позволяет инжектору реагировать за 0,6 миллисекунды. Именно такой показатель необходим современным точным двигателям для оптимальной работы.
Для сравнения: газовые форсунки в ГБО 4 открываются минимум за 2,5 мс. Уменьшение времени впрыска почти в пять раз позволяет не терять часть мощности, как это было в установках 4 поколения.
Еще одно новшество в ГБО Евро-5 – подключение форсунок к штатной рампе. По характеристикам инжекторы идентичны бензиновым форсункам. Размещать их на рейке лучше немного под другим углом (сбоку), чтобы сжиженное топливо не нагревалось от катушки.
Подобные форсунки – это шаг вперед, ведь есть возможность использовать штатные топливные карты. Бензиновый контроллер вносит коррективы, чтобы адаптировать ГБО к работе с топливной картой авто.
Пятое поколение не потребует частого обслуживания, как ГБО 4 поколения: исключен редуктор, а также стандартные газовые инжекторы, которые требуют периодической настройки.
Недостатки
У нового оборудования есть и минусы. Детали системы очень чувствительны к грязному газу, поэтому отремонтировать поломку такой конструкции не всегда возможно.
Несмотря на небольшое количество элементов, строение ГБО сложное. К минусам следует отнести и очень большие капитальные затраты по установке.
Монтаж систем 4 поколения дешевле, а эксплуатация и ремонт проще.
Обслуживание
Существенным отличием между рассматриваемыми поколениями ГБО являются условия обслуживания систем. В 4 серии требуется проведение периодической очистки и замены редуктора, аналогичные процедуры по эксплуатации газового инжектора, регулярная корректировка системы впрыска. В 5 поколении не требуется делать ничего из вышеперечисленных манипуляций. Достаточно просто в срок осуществлять замену фильтра насоса.
Кроме того, в более новом варианте газового оборудования используются комплектующие высокого качества. Например, резиновые трубки заменены на пластиковый аналог, что позволяет не беспокоиться длительное время на предмет пропускания газа. Благодаря максимально герметичным соединениям, в салон не проникает даже малейший запах топливной смеси. Подобные погрешности характерны для ГБО 4 поколения, особенно после длительной эксплуатации патрубков из резины.
Можно сказать несколько слов в пользу 4 серии. Дело в том, что 5-я модель, несмотря на все свои преимущества, чувствительна к неочищенной газовой смеси, имеет сложную конструкцию и невысокую ремонтопригодность. Следовательно, для эксплуатации на отечественных дорогах, это можно отнести к минусам системы.
ГБО 4 поколения
Но массовый переход на распределенный (многоточечный) впрыск бензина потребовал и соответствующих газовых технологий: так появились системы 4-го поколения, самые распространенные и востребованные на сегодняшний день.
Принцип их работы прост. Сколько цилиндров в двигателе, столько газовых форсунок. Сами форсунки – электромагнитные, управляются электронным контроллером. Хотя фактически управление ими осуществляется штатным ЭБУ автомобиля (контроллер газовой системы лишь считывает сигналы штатного ЭБУ и перенаправляет их с небольшой коррекцией с бензиновых форсунок на газовые).
Простота и эффективность подобных систем сделали их настоящим хитом, 90% современных автомобилей оснащаются именно таким ГБО. Системы 4го поколения способны работать на двигателях любой мощности с наддувом или без, с любым типом фазированного впрыска, в том числе асинхронным, попарно-параллельным, параллельным; главное – правильно подобрать производительность газового редуктора, а также производительность и скоростные характеристики газовых форсунок.
Плюсы и минусы
ГБО 5-го поколения имеет больше плюсов, чем системы предыдущего поколения:
- Слабое место 4-го варианта — газовые инжекторы, которые быстро закоксовываются из-за того, что установка оборудования производится в камеру сгорания. В более новейшей системе совместно с газом в инжекторы поступает малое количество бензина. Закоксовки исключается.
- Чтобы прогреть редуктор в 4-й генерации, систему нужно было подключать к печке. Это предполагает вмешательство в систему трубопровода, где идёт охлаждающий антифриз. При малейшей разгерметизации оборудование выходит из строя. В пятой генерации редуктор не предусматривается. В охладительную систему вмешиваться нет необходимости.
- ГБО 4 или 5 поколения имеют отличия в техническом обслуживании. Сравнение в пользу последней версии, где не нужно делать такие обязательные профилактические мероприятия, как ремонт газовых форсунок и редуктора. Регулировка подачи смеси полностью компьютеризирована. Поменять фильтр одновременно с заменой масла не составит труда. Любые мусорные фракции задерживают насосный и магистральный фильтры.
- Мощность двигателя (например, турбированного TFSI) остается такая же, как и на бензине. Этот показатель абсолютно не страдает, чего не скажешь о всех предыдущих версиях ГБО.
- ДВС авто, который работает с жидкой фазой топлива, находится в более щадящих условиях, чем при паровой фазе подачи газового топлива. Это значит, что межремонтный пробег мотора продлевается.
- Автомобиль переходит со штатного топлива на жидкий газ за пару минут независимо от того, мороз на улице или жара.
- Работа рампы с инжекторами у пятого поколения происходит в том же режиме, что и на бензине, двигатель разницы не ощущает.
- Качество трубопроводов на порядок лучше в пятом поколении. Они долговечнее и выдерживают более высокое давление, потому что изготовлены из армированного пластика.
ГБО 4 поколения плюсы имеет, тоже, например более демократичная цена и адаптированные комплектующие к низкому качеству газа. Это относится к таким производителям, как Альфа, Lovato. Несколько дороже Zavoli и Omvl. Что касается Стаг, есть бюджетные и премиум-модели.
Минусы газового оборудования 5-го поколения:
- Более технологичное оборудование всегда дороже. Однако в данном случае это отличие довольно существенно. Пятая генерация может стоить в два или три раза выше. Это одна из причин, почему жидкая подача газа в двигатель пока не нашла своего большого распространения.
- Высокая требовательность оборудования 5-го поколения к качественным характеристикам газа, из-за которого есть вероятность выхода из строя газового насоса и форсунки.
ГБО с жидким впрыском газа отличается тем, что не сможет функционировать на метане. Используется только пропан-бутан. Это является минусом, так как метановое топливо более экологичное и дешевое.
Перед тем, как выбрать газобаллонное оборудование для своей машины, нужно тщательно разобраться, в чем разница ГБО 4 и 5 поколения, рассмотреть преимущества и недостатки. И только потом принять окончательное решение, какое оборудование приобретать. Если нет доступа к качественному газу, лучше остановить выбор на 4-м поколении. Если машина имеет сложную топливную систему с электронной начинкой, установить на неё можно только высокотехнологичное ГБО пятой генерации. Придётся искать АЗС, заслуживающую доверия.
Читайте далее:
ГБО на непосредственный впрыск: в чём отличие, как установить?
Газовое оборудование 3 поколения: принцип работы, установка, плюсы и минусы
В чем заключается принцип работы ГБО 6 поколения
ГБО 2-го поколения
ГБО Vialle: новая схема ГБО для качественного газа
Преимущества и недостатки
Чтобы объективно взглянуть на ГБО 5 поколения и дать оценку системе, стоит рассмотреть не только её преимущества, но и имеющиеся недостатки.
Начнём с положительных качеств.
Наличие газового насоса даёт важное преимущество. Он входит в комплект оборудования и используется для перегонки жидкого газа по магистралям к топливной рампе. Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе
Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы. В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий. Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя. На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить. При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа. Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию. Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный
Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе. Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы. В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий. Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя. На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить. При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа. Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию. Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный.
Но поскольку здесь рассматриваются плюсы и минусы, помимо преимуществ, стоит взглянуть на недостатки, характерные для ГБО актуального 5 поколения. К минусам можно отнести несколько пунктов.
- Повышенная требовательность к качеству горючего. Этот пункт считают главным недостатком и причиной не столь активного распространения ГБО 5 в России, как в других странах. Низкокачественный газ характеризуется большим количеством примесей, которые при фильтрации не удаляются.
- Газовый насос. За его преимуществами и возможностями скрываются недостатки. Причина опять же в качестве газа. Из-за него насос может быстро выйти из строя. А это основная часть стоимости всего комплекта ГБО.
- Стоимость. ГБО 5 стоит примерно в 3 раза больше, чем предшественник. Чем больше цилиндров, тем больше форсунок потребуется. От этого увеличивается ценник.
- Дефицит специалистов. Проблема постепенно решается, но пока в России не так много мастеров, обладающих нужным уровнем знаний и квалификацией.
- Самостоятельная установка и настройка — задача сложная и не рекомендуемая.
- В случае с ГБО 5 использовать метан невозможно.
Насколько преимущества и недостатки важны конкретно для вас, решать следует в индивидуальном порядке.
Редуктор ГБО
Основная функция – испарение газа и поддержка рабочего давления в системе. Рассмотрим основные редукторы, представленные на украинском рынке.
Tomasetto выпускает три типа редукторов для систем распределенного впрыска газа.
Basic, Alaska, Artic.
Все они имеют одноступенчатую конструкцию, оборудованы встроенным электромагнитным защитным клапаном и фильтром жидкой фазы газа.
Очень надежная и неприхотливая к качеству газа конструкция. Клапан, дозирующий газ выполнен на рычажной схеме, что положительно сказывается на точности дозирования и способности переваривать газ с чужеродными примесями.
Из особенностей можно отметить устройство аварийного клапана. При превышении давления в 3,5 бара мембрана преодолевая усилие пружины аварийного клапана, открывает его и газ попадает в разгрузочную камеру. Которая в свою очередь подключена к вакууму впускного коллектора. Соответственно при срабатывании аварийного клапана.
Газ попадает во впускной коллектор и от переизбытка топлива, двигатель глохнет и закрывается электромагнитный клапан.
Basic
Без дополнительного подогревателя газа, рассчитан на моторы мощностью до 90 л.с.
Alaska
Имеет в своей конструкции дополнительный подогреватель испаренного газа. Рассчитан на моторы мощностью от 80 до 136 л.с.
Arctic
Имеет дополнительный предварительный подогреватель жидкого газа. Рассчитан на моторы мощностью от 120 до 240 л.с.
Сайт производителя www.tomasetto.com
Gurtner
Редуктор Gurtner – Имеет конструкцию аналогичную редукторам Tomasetto, за исключением аварийного клапана, также надежен и не прихотлив к качеству газа. Из недостатков стоить отметить “музыкальность” данного редуктора. При работе может издавать звуки. Выпускается в двух вариантах 220 kWatt и 300 kWatt
Сайт производителя www.gurtner.fr
HL-Propan
HL-Propan – имеет оригинальную конструкцию испарителя, благодаря которой при очень маленьких размерах способен обеспечивать газом моторы, мощностью до 250 л.с. К сожалению на этом все достоинства этого редуктора заканчивается.
Недостатки – небольшой ресурс, возможность попадания газа в систему охлаждения.
Сайт производителя www.hlpropan.cz
Редуктор Shark (Шарк)
По своим характеристикам подобен редуктору Tomasetto Alaska, но превосходит его. За счет более мощного обогрева и увеличенной камеры для испарения газа способен работать с моторами до 200 л.с. Аварийный клапан выведен в отдельный узел, что положительно сказывается на надежности и исключает подтравливание газа во впускной коллектор, что впоследствии приводит к затрудненному старту на бензине после продолжительной стоянки.
В целом очень сбалансированный, надежный редуктор.
Статья про форсунки Barracuda в журнале Автоцентр (кликабельно)
Почему вышла 5-я версия ГБО
С каждым новым поколением ГБО в конструкцию вносились изменения, которые упрощали переход с бензина на газ. Так, в четвёртом поколении уже стояли электромагнитные форсунки и электронный узел управления, аналогичный штатному блоку управления двигателем. Такое конструктивное решение позволяло обеспечить работу ГБО в любых условиях. И это был действительно прорыв по сравнению с предыдущими установками. Казалось, что лучшей системы уже придумать невозможно. Но вот вышло пятое поколение, которое использует более совершенный принцип работы.
Необходимость выпуска оборудования нового типа обуславливалась тем, что силовые установки, система безопасности и другие узловые моменты авто последних моделей претерпели существенную модернизацию. Четвертое поколение перестало устраивать владельцев современных автомобилей. Двигатели, оснащённые современными электронными системами, управляющими подачей топлива, уже не совмещались с ГБО 4-го поколения.
Устройства системы самодиагностики выдавали ошибку, когда автомобиль переходил на другое топливо. Обороты были нестабильны, машина глохла в самый неподходящий момент, плохо набирала скорость, повышался расход топлива. Этот недостаток связан с условиями работы форсунок, которым не хватало времени для того, чтобы полноценно впрыскивать «обеднённое» топливо в двигатель. То есть для нормальной работы двигателя долго горящие газовые смеси пропан-бутанового и метанового горючего не подходили.
Эти проблемы решены с изобретением ГБО пятого поколения с системой прямого жидкого впрыска газа (LPI), которое разработали голландские специалисты. Смесительные устройства и дозаторы газового топлива сменил газовый инжектор с распределительным блоком. Расход топлива происходит с помощью насоса, газ идёт по значительно улучшенной магистрали через фильтр. Газовое оборудование 5 поколения использует газ в жидкой форме.
Редуктора-испарителя в новой системе ГБО 5 нет, так как преобразовывать газ из жидкого в газообразное состояние не нужно. Давление удерживает редуктор. Производители обеспечили устройство более надёжными клапанами переключения топлива с одного вида на другое. Предназначена новая схема для применения в любых автомобилях с инжекторами, совместима с эко требованиями Евро-3, Евро-4 и бортовым диагностическим оборудованием OBD II, III и EOBD.
Классификация ГБО по поколениям
Газовая аппаратура постоянно обновляется вслед за модернизацией автомобилей и ужесточения норм выхлопа. Существует 6 поколений, но только 3 из них кардинально отличаются друг от друга, остальные 3 поколения — промежуточные.
1 поколение
В первом поколении используется пропан-бутан или метан. Основные компоненты оборудования — баллон и испаритель. Газ заправляется через запорную арматуру в баллон, далее поступает в испаритель, где переходит в парообразное состояние (а метан прогревается), после газ проходит через редуктор, который дозирует впрыск в зависимости от давления во впускном коллекторе.
В первом поколении изначально использовались отдельные блоки испарителя и редекутора, позже узлы объединили в один корпус.
Редуктор первого поколения работает за счет разряжения во впускном коллекторе, где при открытии впускного клапана газ всасывается в цилиндр через карбюратор или смеситель.
Первое поколение имеет минусов: частая разгерметизация системы, приводящая к хлопкам и возгоранию, затрудненный запуск двигателя, требуется частая настройка смеси.
2 поколение
Второе поколение слегка модернизировали. Главное отличие между первым — наличие электромагнитного клапана вместо вакуумного. Теперь можно не выходя из салона переключаться между бензином и газом, появилась возможность запуска двигателя на газу. Но главное отличие в том, что появилась возможность установки 2 поколения на инжекторные автомобили с распределенным впрыском.
3 поколение
Очередная модернизация первого поколения, напоминающая моноинжектор. Редуктор оснастили автоматическим корректором подачи газа, который берет информацию от датчика кислорода, и за счет шагового моторчик регулирует количество газа. Также появился датчик температуры, который не позволяет перейти на газ пока двигатель не прогреется.
Благодаря считыванию датчика кислорода, ГБО-3 отвечает требованиям Евро-2, поэтому устанавливается только на инжектор. В настоящее время комплекты третьего поколения редко встречаются на рынках предложений.
4 поколение
Принципиально новая система, которая чаще всего устанавливается на инжекторные автомобили с распределенными непосредственным впрыском.
Принцип работы состоит в том, что газовый редуктор имеет постоянное давление, и теперь газ поступает через форсунки (каждая на цилиндр) во впускной коллектор. Оборудование оснащение блоком управления, который регулирует момент впрыска, а также количество газа. Работает система автоматически: по достижению рабочей температуры мотора, в работу вступает газ, но есть возможность принудительной подачи газа кнопкой с салона.
ГБО-4 удобен тем, что диагностика и настройка редуктора и форсунок производится программным путем, открываются широкие возможности широкодиапазонных настроек.
Метановое оборудование имеет такую же конструкцию, только с усиленными комплектующими из-за разницы давления (у метана давление в 10 раз выше пропана).
5 поколение
Очередное поколение глобально изменилось относительно четвертого. Газ на форсунки поступает в жидком виде, а система получила свой насос, нагнетающий постоянное давление. На сегодняшний день это самая совершенная система. Главные достоинства:
- возможность легкого запуска холодного двигателя на газу
- отсутствие редуктора
- отсутствие вмешательства в систему охлаждения
- расход газа на уровне бензина
- в качестве магистрали применены пластиковые трубки высокого давления
- стабильная мощность ДВС.
Из недостатков отмечается только дорогая стоимость оборудования и установки.
6 поколение
Отдельно ГБО-6 купить сложно, даже в Европе. Устанавливается на автомобили с непосредственным впрыском, где газ и бензин движутся по одному топливопроводу, и поступают в цилиндры по одним форсункам. Главные достоинства:
- минимум дополнительного оборудования
- стабильная и одинаковая мощность на двух типах топлива
- одинаковый расход
- доступная стоимость обслуживания
- экологичность.
Стоимость комплекта оборудования “под ключ” — 1800-2000 евро.
Первое поколение
Самая простая система подготовки и подачи газа используется на карбюраторных моторах. Она включает в себя редуктор, механический дозатор, клапаны с переключателем и смеситель. Редуктор используется для снижения давления газа перед подачей в цилиндры и перевода его из жидкой фазы в паровую (для пропана). Дозатор регулирует количество подаваемого газа. Смеситель служит для приготовления газовоздушной смеси. Его устанавливают непосредственно перед входом в карбюратор. Количество подаваемой в цилиндры смеси зависит только от степени разряжения во впускном коллекторе (вакуумное управление). Клапаны с переключателем предназначены для переключения “газ – бензин”.
Схема ГБО 1-го поколения
Сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан) под давлением поступает из баллона (1) в газовую магистраль высокого давления (3). Расход газа из баллона происходит посредством мультиклапана (2), через который также осуществляется заправка с помощью выносного заправочного устройства (4). По магистрали газ в жидкой фазе попадает в газовый клапан – фильтр (5), который очищает газ от взвесей и смолистых отложений и перекрывает подачу газа при выключении зажигания или при переходе на бензин. Далее очищенный газ по трубопроводу поступает в двухступенчатый редуктор – испаритель (6). Там он переводится в паровую фазу и его давление понижается до близкого к атмосферному. Интенсивно испаряясь, газ охлаждает редуктор, поэтому последний присоединяется к системе водяного охлаждения двигателя. Циркуляция тосола позволяет избежать обмерзания редуктора и его мембран. Редуктор для пропана имеет сливное отверстие для конденсата. В метановых установках редуктор трехступенчатый, так как давление в них выше. Каждая ступень последовательно снижает давление газа до близкого к атмосферному. Под действием разряжения, создаваемого во впускном коллекторе работающего двигателя, газ из редуктора по шлангу низкого давления через дозатор (7) поступает в смеситель (8), установленный между воздушным фильтром и дроссельными заслонками карбюратора. Иногда вместо установки смесителя производится непосредственная врезка газовых штуцеров в карбюратор. Управление режимами работы (на газе или на бензине) осуществляется с помощью переключателя видов топлива (10), установленного на панели приборов. При выборе позиции “ГАЗ” переключатель открывает электромагнитный газовый клапан (5) и отключает электромагнитный бензиновый клапан (9). И, наоборот, при переходе с газа на бензин, переключатель закрывает газовый клапан и открывает бензиновый. С помощью светодиодов переключатель позволяет контролировать, какое топливо используется в данный момент. Переключатель может быть оснащен указателем уровня топлива в баллоне (для этого мультиклапан должен быть оснащен сенсором уровня топлива).
Все регулировки производятся вручную: холостой ход регулируется винтом на редукторе, а качество/количество смеси – винтом на дозаторе. Редуктора могут быть вакуумные или электронные. В первых используется диафрагма. Когда двигатель работает, создается разряжение, диафрагма оттягивается – редуктор подключается. Если двигатель заглушен, мембрана препятствует подаче газа в двигатель. В электронных положение запорного клапана зависит от наличия искры. Когда двигатель работает – есть высоковольтные импульсы, и клапан открыт.
Описанная система называется ГБО 1-го поколения или «газовый карбюратор». Она может применяться и на простых инжекторных двигателях без обратной связи (без датчика кислорода). При этом смеситель врезают во впускной трубопровод перед дроссельной заслонкой. Вместо бензоклапана для отсечения подачи бензина используется эмулятор форсунок. Когда подается газ, этот эмулятор имитирует работу бензиновых форсунок, чтобы штатный компьютер не перешел в аварийный режим. Для прекращения подачи бензина при работе на газу используется не переключатель с клапанами, а реле, обесточивающее электробензонасос. Отключение бензонасоса – способ спорный. Считается, что это не соответствует нормам безопасности, так как способствует «усыханию резинок» и потере герметичности системы питания.
Второй миф: о дороговизне ремонта и слабой надёжности.
Многие считают, что ГБО 5 поколения очень сложно и дорого ремонтировать. Мы и сами раньше так думали, ведь никакой технической информации не было. Но решив всерьез заняться установкой этих систем мы получили всю техническую литературу, описывающую работу этого оборудования, принципы его настройки, монтажа, ремонта и обслуживания. По мере получения информации все стало проясняться. Дело в том, что Голландцы не дают доступ к техническим деталям, до тех пор, пока специалисты компании не пройдут обучение непосредственно у них на заводе в Голландии. А это могу позволить себе далеко не все компании… Отсюда и миф о том что все это сложно – у людей просто нет информации, они не знают как обслуживать и ремонтировать эти системы, а те кто успешно прошел стажировку просто делают качественный ремонт и обслуживание ГБО VIALLE. Более того каждый электронный блок (газовый компьютер) VIALLE имеет свой индивидуальный серийный номер, по которому и происходит окончательный запуск ГБО в эксплуатацию. Поэтому оригинальное оборудование VIALLE устанавливается только специалистами, прошедшими стажировку и аттестацию в Голландии. По результатам стажировки установщику выдается сертификат и присваивается личный номер установщика (который записан в электронный ключ доступа к программе. С помощью этого ключа и производится активация блока управления). Поэтому дилетанты не имеют возможности устанавливать такое оборудование. Это огромный плюс для конечного потребителя, ведь он лишается всех проблем, которые имели место быть в системах ГБО 4 поколения и были связаны с неправильным подбором оборудования или его неправильным монтажом, настройкой.