Как выполняется зарядка
Теперь к вопросу о том, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор.
Всего есть 2 метода. Это зарядка постоянным током либо постоянным напряжением.
В обоих случаях вы можете заряжать дома с помощью постоянного тока либо же напряжения, севший необслуживаемый аккумулятор.
Каждый вариант стоит рассмотреть отдельно.
Постоянным током
Для начала стоит поговорить о том, как нужно правильно заряжать необслуживаемые аккумуляторы методом постоянного тока.
Недостаток метода в его продолжительности. В остальном же это позволяет компенсировать утраченный заряд и вернуть АКБ её работоспособность.
Чтобы зарядить свой необслуживаемый АКБ самым обычным зарядным устройством, придётся тщательно контролировать все параметры. Потому лучше задействовать автоматические ЗУ.
Сам процесс выглядит следующим образом:
На первом этапе нужно выбрать ток номиналом 10% от ёмкости батареи. Если АКБ на 70 Ач, тогда ток заряда будет 7 А.
При таком токе нужно заряжать батарею, пока на выводах при измерении напряжения не будет отображаться около 14,4 В.
Когда напряжение достигнет 14,4 В, в электролите начнётся процесс электролиза. То есть вода будет распадаться на водород и кислород. Такое выделение газов опасно для герметичного корпуса
Важно снизить ток заряда в 2 раза, чтобы уменьшить интенсивность бурления. Ток снижается до 3,5 А.
На третьем этапе напряжение будет уже 15 В
В этот момент следует снизить ток ещё в 2 раза. То есть примерно до 1,75–2 Ампер.
Затем с интервалом 10–15 минут проверяйте напряжение и силу тока. Если они остаются неизменными, зарядка закончилась.
Таким вот методом подзарядить дома любой необслуживаемый аккумулятор от своего автомобиля может каждый водитель.
Постоянным напряжением
Также в домашних условиях нередко выполняется зарядка необслуживаемого севшего аккумулятора от автомобиля методом постоянного напряжения.
При заряде напряжение выставляется на уровне 14,4 В. Но лучше сопоставить напряжение заряда с используемым типом АКБ.
Здесь можно привести несколько примеров:
- сурьмянистые АКБ заряжаются напряжением 14,4–14,6 В;
- у серебряных это 14,7–15,5 В;
- для кальциевых актуально 15,6–16,2 В;
- зарядка EFB выполняется при 14,5–15 В;
- если это AGM, тогда 14,2–14,8 В;
- для GEL нужно от 13,8 до 14,4 В.
Выставив необходимое напряжение, нужно следить за постепенно падающим током. Когда значения упадут примерно до 200 мА, зарядка считается завершённой.
Автомобильные аккумуляторы: виды и особенности
Еще совсем недавно в ходу был только один вид аккумуляторных батарей – свинцовые малообслуживаемые аккумуляторы (или же свинцово-кислотные батареи). Исходя из такого названия, становится ясно, что их основой является ничто иное как свинец. Но, не смотря на достаточно высокую степень устойчивости свинца к загрязнениям, возникающим в процессе эксплуатации аккумулятора, а также на низкий уровень гидролиза воды, содержащейся в нем, такие батареи довольно часто выходили из строя, требуя подзарядки или вовсе периодической очистки основного компонента.
В связи с этим они и получили название «малообслуживаемые». Поэтому сегодня на авторынке стал главенствовать новый вид аккумуляторов – необслуживаемые автомобильные аккумуляторы. В отличие от своих предшественников, данный вид аккумулятора не требует ни чистки его основы, ни регулярного замера плотности электролита, ни доливки чистой дистиллированной воды.
Отличия необслуживаемых аккумуляторов от обслуживаемых
Основным отличием необслуживаемых батарей является их внутреннее устройство, содержащее электродные решетки, изготавливаемые из сплава кальция и свинца.
В ранее применявшихся обслуживаемых батареях в свинцовые пластины добавляли сурьму, которая служила упрочнителем свинца и являлась катализатором воды в электролите. С началом применения сурьмы и заменой на кальций отпала необходимость доливать воду.
Необслуживаемый аккумулятор представляет собой прочно загерметизированную батарею, не имеющую доступ к пластинам. На заводе их заполняют электролитом и плотно запаивают. Такая технология позволяет сохранять заряд достаточно длительное время.
Однако иногда все же необходимо проверять уровень напряжения, который не должен превышать 12,5 вольт. Если показатель ниже, то батарею следует подзарядить. По рекомендациям производителей, делать это необходимо примерно раз в полгода.
Основные отличия необслуживаемого аккумулятора от обслуживаемого:
- Отсутствие пробок для проверки уровня электролита. Если таковые имеются, то у вас обслуживаемая батарея.
- Наличие гидрометра для проверки уровня зарядки и отверстия для выхода газа.
- Маркировка на корпусе изделия с обозначениями всех характеристик: тип батареи, ток запуска и другие.
Об отличиях этих видов аккумуляторов рассказывается в этом видео:
Зарядка замершего в лед аккумулятора
Иногда случается так, что аккумулятор замерз. Чтобы вызволит энергию из ледяного плена, нужно сначала батарею отогреть. Сделать это можно оставив ее при комнатной температуре на несколько часов. Если требуется ускорится, можете поставить батарею в емкость с горячей водой, но при этом вода должна обновляться новой горячей водой, т.к. старая будет быстро остывать. Если батарея относительно чистая и не имеет потеков электролита, можно проделать следующую процедуру. Берете емкость, ставите ее в ванну/душ, ставите в емкость аккумулятор, включаете горячую воду, чтобы она текла в емкость, но при этом не подала на крышку аккумулятора. Емкость переполнится, и вода будет постоянно обновляться горячей. Не стоит включать кипяток, достаточно 60-70 градусов, чтобы за 15 минус разморозить батарею. После того, как лед сойдет, ставьте АКБ на зарядку.
Зарядка необслуживаемой АКБ
Зарядка необслуживаемого аккумулятора автомобиля в домашних условиях вполне реальна. Только сразу стоит сказать, что пытаться восстанавливать батареи, которым пять и более лет, – бесполезное занятие: в лучшем случае это даст кратковременный эффект. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор? Основной момент – правильный выбор зарядного устройства. Они должны обладать функциями:
- автоматической поддержки постоянного напряжения;
- ограничения тока.
Не последнее место занимает соблюдение безопасности. Зарядку необслуживаемого аккумулятора осуществляйте в проветриваемом помещении при положительной температуре (лучший вариант – 18–20 °С). И проблема здесь не только в том, что работать придётся с кислотой (используйте резиновые перчатки). В ходе зарядки образуется сернистый газ, HCl. Если эти соединения в большом количестве смешаются с кислородом, может случиться взрыв.
Автоматическое устройство стоит недёшево: как минимум, 6 тыс. руб. Поэтому заряжать необслуживаемые аккумуляторы лучше, одолжив аппарат у знакомых. До зарядки тщательно очистите батарею и протрите сухой тряпкой: грязь способна проводить ток. Если АКБ принесли с холода, дайте ей отогреться, так как она начнёт впитывать заряд после того, как раствор в банках прогреется до плюсовой температуры.
Как правильно зарядить необслуживаемый аккумулятор с помощью недорогого бюджетного ЗУ (если у вас есть время и терпение):
- Проверьте напряжение в батарее. Отсоедините провода от батареи и определите напряжение на её клеммах. Оно должно соответствовать 12,6–12,7 В. Если есть глазок-гидрометр, убедитесь, что он зелёного цвета.
- Правильно подсоедините клеммы. Далеко не в каждом ЗУ (тем более бюджетном) есть защита от «дурака» при коротком замыкании или переполюсовке. Поэтому «крокодилом» с чёрным проводом строго захватывайте отрицательный контакт батареи, красным – положительный.
- Установите начальное напряжение на ЗУ. Как правильно заряжать необслуживаемый аккумулятор? Изначально установите U = 12,6 В. Если показания вольтметра дёргаются, постоянно скачут то в одну, то в другую сторону, придётся проверять банки АКБ: возможно, какая-то из них замыкает. При отсутствии на панели ЗУ вольтметра воспользуйтесь амперметром: ток заряда должен соответствовать ёмкости батареи (5 %, а не 10 %, как в обслуживаемых АКБ). Например, если параметр 55 А/ч, установите на зарядке 2,25 А. При необходимости быстрого восстановления АКБ начальное напряжение сделайте 13,9–14 В. При таком режиме батарея будет готова к использованию часа через три. Но только в том случае, если она была разряжена частично. При полном разряде для восстановления понадобится примерно трое суток (ставьте пониженное напряжение на ЗУ – 12–12,5 В). Вообще, быстрая зарядка за 1–2 часа никак не способствует длительному сроку службы, так как пластины-электроды будут перегреваться и разрушаться быстрее.
- Следите за процессом зарядки, не допускайте кипения. Контролируйте процесс. Выделение газов должно быть незначительным. Если заряжается вскрытая АКБ, можно измерить температуру электролита, которая не должна превышать 37,8 градусов. Если же происходит бурная реакция с кипением, это может говорить о негодности батареи к дальнейшему использованию.
- Постепенно повышайте заряд. Как заряжать аккумулятор без пробок дальше? Доведите напряжение до 14,4 В. Определите значение по встроенному вольтметру или с помощью тестера. Нормальное поведение батареи заключается в первоначальном снижении, затем увеличении и медленном уменьшении тока.
- Далее повторите процесс зарядки. После повтора примерно через 5 часов зарядный ток должен упасть до 1 А или даже ниже. За процессом можно и не смотреть вовсе, если применять интеллектуальное устройство.
Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля при 100-процентном разряде? При таком положении вещей кислота переходит в электродные пластины. Поэтому сразу использовать большой ток не имеет смысла: вы просто будете делать электролиз, так как вода останется промеж пластин. При увеличенном токе ионы «сядут» на них и не пропустят к поверхности электролит. Как заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля при сильной потере работоспособности? Необходим малый ток, восстанавливающий заряд постепенно.
Каким напряжением заряжать кальциевый аккумулятор
Для зарядки кальциевых аккумуляторов (всех кроме AGM, токоотводы которого также легируются кальцием) можно использовать метод постоянного тока и постоянного напряжения.
При зарядке постоянным напряжением на батарею подается с разной силой тока. Если батарея сильно разряжена, ток будет подаваться большой (может в 1,5 превышать емкость батареи) и к моменту окончания заряда снизится до 1А. Таким методом заряда батарея заряжается на автомобиле от генератора и автоматическими зарядными устройствами. Минус такого метода в том, что кальциевая батарея зарядится только на 90%-95%. Плюс в том, что не требуется постоянный контроль за состоянием напряжения и регулирования зарядного устройства. Зарядка методом постоянного напряжения происходит быстрее, чем зарядка постоянной силой тока.
При зарядке постоянным током на батарею подается напряжение, которое к концу заряда увеличивается до 16,5 вольт. Существует правило по установке тока – 10% от емкости батареи. То есть если батарея имеет емкость 60 А/ч, то достаточно на зарядном устройстве выставить 6 А. Каждые 2 часа батарею нужно проверять на предмет кипения, температуры электролита и напряжения на выводах. Если кипение началось, то это говорит, что процесс заряда подходит к концу и силу тока нужно уменьшить, чтобы напряжение упало до 14,0-14,5 В. Снизив силу тока вы не позволите батарее перегреться, израсходовать много воды и уменьшите энергопотребление зарядного устройства. Сколько будет заряжаться кальциевый аккумулятор при таком методе заряда зависит от того, насколько сильно он сел.
Специалисты также рекомендуют использовать двухступенчатый заряд батареи. На первом этапе вы также заряжаете аккумулятор силой тока в 10% от емкости, а когда напряжение на батареи достигнет 14,1-14,3 В, вы уменьшаете силу тока в 2 раза, снизив тем самым нагрузку на акб. Второй этап длится 100-150 минут до бурного кипения с газовыделением.
Если же батарея не имеет откручиваемых пробок, то рекомендуется проводить в три этапа. Первые два как описано выше, а третий – снизить ток еще в 2 раза (2,5% от емкости), как только напряжение достигнет 14,8-15,0 В. Так как процесс газовыделения здесь можно не увидеть, то останавливают зарядку на показаниях вольтметра в 16,1-16,4 В.
Как заряжать необслуживаемый АКБ
Из-за того, что заряда от генератора батарее не хватает, водителю нужно иногда пополнять уровень заряда при помощи зарядного устройства. Необходимость в пополнении возрастает с началом холодного времени года. Это обуславливается тем, что стартеру сложнее прокрутить каленвал, смазка в моторе замерзает и становится густой, а горючее испаряется существенно хуже. Соответственно, для хорошего запуска двигателя зимой, объём заряда необходимо поднять до верхней точки ёмкости АКБ. Для проверки уровня заряда вам понадобиться определённое оборудование: мультиметр. Если показатель от 11.7 до 12.7, то ваш аккумулятор заряжен. Нельзя узнать точное значение, к сожалению, но и сама батарея не бывает до конца заряжена.
Есть парочка особенностей в процессе зарядки из-за следующих критериев:
- Замеры плотности электролита провести, используя ареометр, нельзя.
- Зарядка большими токами тоже невозможна из-за внешнего герметичного покрытия.
Теперь непосредственно перейдём к тому, как же заряжать необслуживаемый аккумулятор.
- Во избежание падения батареи выберите для неё ровную поверхность, на которую её будет удобно поставить.
- Измерьте напряжение, которое осталось в аккумуляторе, чтобы выставить необходимый показатель силы тока на зарядном устройстве. На клеммы разряженной или же частично севшей батареи подаётся напряжение 14-14.5 В (сила тока не выше 2 ампер на старте).
- Вы поймёте, когда процесс закончится по отметке тока заряда, она должна быть на 0.2 А.
Если поставить показатель тока 15 А и выше, то это может привести к тому, что напряжение на клеммах увеличится, и вы будите вынуждены приобретать новый аккумулятор. Владелец должен постоянно наблюдать за протеканием зарядки, ведь если электролит закипит, то он не найдёт выхода из заточения, так как конструкция покрыта “панцирем”, что приведёт к взрыву, от которого можете пострадать и вы, и ваше имущество. Поэтому, как только вы услышите посторонние звуки внутри батареи сразу отключайте зарядное. По причине таких условий не стоит рисковать и проводить заряд прямо на автомобиле.
Когда заряд достигнет нужной вам верхней точки, не забудьте измерить на выводах АКБ напряжение.
Как понять степень заряда
После цикла зарядки проверяйте нагрузочной вилкой степень заряда батареи. Полностью заряженная выдает 12,7-12,9 Вольт, когда температура в помещении 20 – 25 градусов тепла.
Прибор «нагрузочная вилка» в электронном исполнении выглядит так (фото внизу), как правильно ей пользоваться я сейчас объясню.
Пользоваться просто и удобно:
- Сначала нам нужно замерить напряжение, какое будет при холостых оборотах, поэтому переключаем вилку в режим измерения напряжения — вольтметр и отключаем сопротивления.
- Затем, клемму «крокодильчик» цепляем на клемму «минус».
- Измерительным щупом касаемся плюсовой клеммы и проводим замер.
- Чтобы оценить состояния АКБ измеряем напряжение, но уже под нагрузкой.
- Включаем измерительную спираль, соответствующую нагрузке.
- В том же режиме (вольтметра) касаемся измерительным щупом к клемме «плюс» и ждем 5 секунд.
- Процесс замера происходит автоматически, об окончании снятия показаний вилка подаст нам звуковой сигнал.
- Спустя пару секунд выдаст на экране числовое значение.
По этому значению можно понять, какое напряжение батарея выдаст под нагрузкой, включенная в сеть питания машины, если значение сильно различается от холостого, примерно вдвое, это свидетельствует о разрушении внутренних пластин батареи и выработке активного вещества, такая батарея годится запустить мотор 1-2 раза, в лучшем случае и то в теплое время года, зимой вы не заведетесь, заряд держать не будет, только новая исправит ситуацию.
Кроме того, цифровая вилка сохраняет предыдущие значения и может автоматически определить уровень заряда, это удобно – вам не нужно запоминать либо записывать показания каждый раз.
Если нет такого прибора, посмотрите на индикатор заряда, имеющийся на большинстве современных батарей, он должен быть зеленый. Можно ли по нему судить о 100 процентной зарядке? Скажу сразу нет, он не имеет такой точности, однако зеленая зона означает почти полную зарядку, достаточную для пуска мотора.
Напряжение на клеммах без нагрузки вы можете замерить мультиметром или даже вольтметром, только включите режим постоянного напряжения и нужный диапазон.
Проверяется замером нагрузочной вилкой на клеммах батареи при запущенном моторе. Если напряжение ниже, батарея в процессе езды на машине постепенно разряжается и вы можете больше ее не завести в один «прекрасный» момент. Повышенное же напряжение ведет к разрушению пластин батареи, потере ее ресурса и мощности. Так что проверяйте раз в 2-3 месяца зарядное напряжение, если что то не так – нужен ремонт генератора.
Вот и вся премудрость, ничего сложного, сверхъестественного от вас не требуется, у меня все, до новых встреч, мои дорогие подписчики и читатели, подписывайтесь на обновления, кто еще не успел, делитесь ссылками с друзьями, кто этого еще не сделал, и будьте в курсе событий.
Что нужно знать об автомобильных батареях, и какими они бывают
Нужно понимать, чем отличается обслуживаемая батарея от необслуживаемой. В случае с последней водителю не придется доливать в нее электролит, наблюдать за уровнем его в банках или замерять плотность. Потому она и получила такое название в быту. При каждому запуске мотора она будет утрачивать часть своей емкости, а процесс ее восстановления будет зависеть от того, как часто эксплуатируется транспортное средство. Поэтому на вопрос, нужно ли заряжать такую АКБ, ответ будет однозначным — нужно.
С самого начала нужно установить примерный возраст аккумулятора автомобиля. Если батарея служит уже более 5 лет, то даже не тратьте время на нее. Вы не сможете восстановить ее заряд на долгое время, поэтому лучше сдать ее в утиль и приобрести новую. Когда мы ведем речь о необслуживаемых изделиях, то должны понимать, что отследить процесс выкипания электролита при заряде не сможем. То есть, ориентироваться, сколько заряжать по времени, придется только по часам.
Существуют и некоторые риски, связанные с выходами паров и газов. Если электролит закипит, то батарею может просто разорвать. Вот почему необходимо засекать начало и окончание этого процесса. Особенно небезопасно, когда водитель стремится восстановить емкость за короткий срок и подает сразу большую силу тока. Это попросту «убьет» АКБ, и ничего хорошего он не дождется.
Потому в продаже появились полностью автоматизированные рабочие станции, которые уже не оснащаются ни вольтметром, ни амперметром. Водителю ничего не нужно знать об этих параметрах. Они сами рассчитывают силу тока и напряжение на различных этапах и регулируют их, делая то меньше, то больше. Заряжают ли они эффективнее традиционных устройств неизвестно, но ими безопаснее пользоваться — это факт. Поэтому с таким устройством можно не опасаться за закипание электролита — зарядное попросту отключится автоматически при достижении критической температуры.
В чем недостатки гидрометра?
Чтобы облегчить жизнь автолюбителям, производители предусмотрели в необслуживаемых АКБ специальный датчик заряда — так называемый гидрометр.
При повышении плотности (зарядке аккумулятора) индикатор поднимается, а при снижении (разрядке) — опускается.
Но у такого гидрометра есть и ряд недостатков:
- во-первых, он часто показывает неправильные данные, что вводит автолюбителей в заблуждение;
- во-вторых, поплавок устанавливается лишь в одной банке, поэтому держать процесс зарядки под контролем все равно приходится;
- в-третьих, информацию о зарядке можно получить при достижении емкости в 65%. При последующем заряде (до 100%) положение поплавка не меняется, поэтому точно узнать уровень заряда все равно не выйдет;
- в-четвертых, индикатор не дает необходимую информацию, если уровень электролита снизился до оголения пластин.
Преимущества аккумуляторов Gigawatt
Изделия ведущей американской корпорации Johnson Controls обладают самыми высокими показателями качества. Бренд «Гигаватт» не является исключением. Вся продукция этой фирмы даже для бюджетной целевой категории будет соответствовать всем стандартам. Хороший ли аккумулятор «Гигаватт» — будет определять конечный потребитель, однако основные достоинства уже известны:
- Длительный срок эксплуатации.
- Современные кальциевые технологии изготовления.
- Нет необходимости в обслуживании.
- Широкий выбор продукции на любой тип автомобиля.
- Соответствие всем мировым требованиям к качеству.
- Низкий саморазряд.
- Высокий пусковой ток.
Современные автомобили обладают все большим насыщением электрических систем. Системы контроля, обслуживания, безопасности, комфорта с каждым годом усложняются. Всё это требует к себе повышенного внимания и обеспечения хорошей аккумуляторной батареей. Вот почему производители АКБ постоянно совершенствуются и внедряют новые технологии. Самые главные темы при этом – увеличение номинального напряжения и пускового тока при уменьшении габаритов и веса.
Понятие необслуживаемого аккумулятора, достоинства и недочеты
Это герметичная конструкция, то есть доступ к ее внутренним узлам отсутствует. Открыть пробки и добраться до банок, как в случае с обслуживаемой моделью, нельзя, поскольку их в принципе нет. Расход жидкости настолько мал, что отверстия убрали, а крышку сделали герметической. Такое оборудование можно использовать многие годы без долива воды.
Какие еще достоинства устройств закрытого типа:
- вырабатывают высококачественный пусковой ток;
- устанавливаются в любом положении, не теряя при этом способность к функционированию;
- обслуживание заключается только в периодической зарядке или подзарядке.
Если вы настроены соблюдать правила эксплуатации, тогда будьте уверены, что устройство прослужит тот срок, который реально заявленный производителем. Вместе с представленными преимуществами возникают некоторые сложности. А все потому, что к обслуживаемым АКБ все уже привыкли, а что делать с таким новшеством разобраться толком не успели. Самый частый вопрос возникает на тему, как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор, но об этом расскажем немного позже.
Что можно отнести к недостаткам герметических накопителей:
- Закрытая конструкция сделала невозможным контроль и регулировку уровня и плотности электролита. При недостаточном объеме наполнителя возникает сульфатация пластин, что считается основным способом укоротить жизнь АКБ. Можно уже сейчас сделать вывод, что главным недостатком батарей с герметичным корпусом является их непродолжительный срок службы, а именно 6-7 лет, тогда как обслуживаемая модификация пройдет путь в два раза длиннее.
- Работоспособность устройства снижается под воздействием низких температур.
- Если электрооборудование автомобиля находится в неисправном состоянии, тогда батарея будет очень быстро терять свой ресурс.
Необслуживаемое оборудование для электропитания систем авто бывает двух видов:
Кальциевое. Самые дорогостоящие АКБ. Токоотводы для них производят из свинцово-кальциевого сплава с добавками олова, алюминия и серебра. Отлично подходят для активной эксплуатации, в бездействии теряют силы. После нескольких подряд полных разрядов начинается сульфатация электродов. Срок эксплуатации до 7 лет.
Гибридное. Кальций содержится только в негативных электродах. Позитивные токоотводы изготавливают из свинца с малой частью сурьмы. Гибриды нормально переносят продолжительное бездействие и глубокую разрядку. Прослужат до 5 лет. Существует еще один вид герметических батарей – AGM. Это современные АКУ с гелеобразным наполнителем.
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Львиная доля современных АКБ – необслуживаемые. То есть их корпуса не вскрываются (нет пробок) – и нельзя оценить состояние пластин, электролитный уровень. Принципы зарядки таких батарей аналогичные, что и у обслуживаемых аналогов. Их энергоресурсы допустимо пополнять постоянным током или напряжением. Лучше всего использовать электронные автоматические ЗУ, оснащенные световым индикатором.
Оптимальный зарядный ток – 10% от номинальной емкости. Напряжение на уровне 12,7 В указывает, что батарея заряжена на 100%, 12,2 В – на 50%, 11,7 В и менее – на 0%. Аккумулятор вредно заряжать сверх меры, ведь это приводит к закипанию, испарению электролита. В обслуживаемом АКБ данную проблему еще можно решить. Но в необслуживаемом результат окажется необратимым – суммарная емкость будет снижаться с каждой минутой сверхзарядки.
Насколько таким устройствам требуется подзарядка.
Если вспомнить строение бортовой сети автомобиля, АКБ нужно для того, чтобы отдать накопленную в ней энергию стартеру и системе зажигания. Если ее хватает, двигатель раскручивается (запускается), генератор начинает вырабатывать ток. С его помощью батарея восстанавливается. Получается, что автомобильный аккумулятор как раз и нужен для того, чтобы отдавать энергию, а потом подзаряжаться, вне зависимости от того, обслуживаемый он или нет. Если, к примеру, вырабатываемого генератором электричества для восстановления названного аппарата недостаточно, последний вполне может разрядиться «в ноль». При неоднократном повторе подобной ситуации он умирает. А значит, без стационарной зарядки в некоторых случаях не обойтись. И вот здесь нужно быть крайне внимательными. Почему?
- Нельзя измерить плотность электролита – вы просто не найдете доступных отверстий, куда можно вставить ареометр, корпус герметичен и не имеет никаких пробок.
- Нельзя определить момент кипения кислоты – момент окончания зарядки – опять же по причине полной запаянности (закрытости) устройства. А это, во-первых, может привести к сильному перезаряду, а во-вторых, очень настораживает – кипящая внутри жидкость выделяет летучие газы, которые в определенной концентрации могут привести к взрыву.
Особенности необслуживаемых батарей
С точки зрения химических процессов необслуживаемые батареи ничем не отличаются от обычных. Те же положительные и отрицательные пластины, разнесенные в пространстве или механически разделенные сепаратором, и находящиеся в сосуде с токопроводящей жидкостью, участвующей в химических реакциях. В процессе эксплуатации химические и физические свойства электролита меняются и требуют периодического контроля (в первую очередь, уровень и содержание кислоты (плотность)).
Современные технологии позволяют выпускать батареи, электролит в которых в наблюдении и корректировке состояния в течение всего срока службы не нуждается. В этом и заключается необслуживаемость таких батарей. Аккумуляторы, не требующие контроля электролита, выпускаются по современным технологиям:
-
Кальциевые батареи. Добавление этого щелочного материала в качестве легирующего материала к свинцу, из которого сделаны пластины, позволило уменьшить содержание сурьмы в электродах. Это не только привело к увеличению прочности пластин, но и резко уменьшило склонность элементов к газообразованию, причиной которого было разложение воды на кислород и водород при достаточно низких напряжениях. Вода в таких аккумуляторах практически не расходуется. Это позволило заправлять элементы электролитом на весь срок службы. К тому же кальциевые АКБ стали менее чувствительны к перезаряду и менее склонными к коррозии. За счет увеличения прочности пластины стали более тонкими, что позволило получить выигрыш в массогабаритных характеристиках или увеличить емкость в тех же размерах. Кальцием могут легироваться как половина пластин (одной полярности), так и все электроды. В этом случае технология называется Са/Са или Ca+.
-
AGM. Здесь электролита в свободном виде нет – им пропитан сепаратор (разделитель) и пористый наполнитель пластин. Часть пор оставлена свободными для свободной циркуляции газов. За счет конструкции, где пластины и сепаратор сжаты в плотный пакет, достигается ряд преимуществ. В том числе, возможность рекомбинации кислорода и водорода внутри аккумулятора. Газы образуются при разложении воды, не успевают покинуть активную зону и вновь превращаются в воду. За счет этого также стало возможным делать такие батареи в необслуживаемом исполнении. К тому же они не так боятся глубокого разряда и менее склонны к саморазряду. Это снижает требования к их хранению.
-
Гелевые аккумуляторы. В них электролит загущен до состояния геля. Это создает условия для полной рекомбинации газов, но придает определенные недостатки (пониженная токоотдача и т.п.), сдерживающие их применение в качестве стартовых элементов на автомобилях.
-
EFB – технология. Промежуточная конструкция между обычными батареями и AGM. В таких элементах электролит содержится в жидком виде, но положительные пластины заключены в пористую оболочку, проницаемую для жидкости. Это позволяет уменьшить количество электролита в банке, поэтому часть EFB-батарей выпускается в необслуживаемом виде.
В остальном требования к сервисным операциям никуда не делись – так же надо контролировать напряжение и, при необходимости, проводить подзаряд, так же надо не допускать глубокого разряда (хотя для AGM и EFB этот вопрос не стоит так остро) т.п.
Какое зарядное устройство подойдет
Выше отмечено, что химические реакции в необслуживаемых батареях аналогичны реакциям в обычных АКБ. Поэтому, с одной стороны, подойдет любое зарядное устройство для обычных батарей. Но конструкция необслуживаемых аккумуляторов содержит систему отвода газов, которая рассчитана на небольшое количество кислорода и водорода, выделяемых в атмосферу.
Если интенсивность газообразования превысит расчетную, то устройство сброса водорода и кислорода может не справиться. Это приведет к раздуванию корпуса батареи, нарушению ее герметичности, а в худшем варианте развития событий – к возгоранию и хлопку. Известно, что к повышенному выделению газа приводит излишек напряжения – вода начинает разлагаться на составляющие. Поэтому надо убедиться, что зарядное устройство в любом из режимов не выдает напряжение выше 14,5 вольт
Особенно надо обратить на это внимание, если у ЗУ есть режимы экспресс-зарядки и т.п. – в этих модах зарядник выдает повышенное напряжение
Надо быть внимательным, чтобы случайно не включить быструю зарядку. Если напряжение в норме, то заряжать батарею можно даже дома – требования к вентиляции помещения минимальны.
Автоматическое зарядное устройство с ручным режимом.