Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости

Как выявить некачественный тосол, или Что нам могут «захимичить»?

Автохимию продают, в основном, зарубежные фирмы, Liqui Moly, Blue Coral, Hi-Gear, Jet-Go, Sonax, Loctite, Turtle Wax, Castrol, EnTech, Mar-Hyde, North-American, Polar, но есть и отечественные. 50% продаж приходится на технические жидкости: охлаждающие, тормозные и моющие. Ими-то и занимаются наши производители. Но вот что интересно. Официальная выручка фирм, торгующих этим товаром, в два раза меньше, чем реально существующая. Получается, что половина продаваемой продукции — это неучтенный товар! А это — либо контрабанда, либо подделка.

Из всех антифризов для нас самым важным является «Тосол»

И эту важность трудно переоценить: ведь от безукоризненной работы системы охлаждения зависит ресурс двигателя. А она, в свою очередь, зависит от качества охлаждающей жидкости. Самый распространенный антифриз, т

е., незамерзающая охлаждающая жидкость — «Тосол». Это название давно уже стало нарицательным, вытеснив из употребления слово «антифриз». Тосол же чаще всего и подделывают. В беспредельные девяностые годы объем поддельного тосола на рынке достигал 90%. Сейчас чуточку полегче, доля фальшивок около 50%

Самый распространенный антифриз, т. е., незамерзающая охлаждающая жидкость — «Тосол». Это название давно уже стало нарицательным, вытеснив из употребления слово «антифриз». Тосол же чаще всего и подделывают. В беспредельные девяностые годы объем поддельного тосола на рынке достигал 90%. Сейчас чуточку полегче, доля фальшивок около 50%.

Обычно в состав тосолов входят этиленгликоль, вода и различные антикоррозионные и антипенные присадки. Значительно реже изготавливают антифризы на основе пропиленгликоля и других веществ. Недостаток в смеси этиленгликоля влияет на эксплуатационные основные показатели тосола — его способность не замерзать зимой, работать в условиях повышенного давления и отводить тепло.

Поскольку присадки стоят дорого, фальсификаторы часто экономят именно на них. И ничего не ведающие шоферы заливают в охлаждающую систему агрессивную жидкость со свойствами кислоты. И машина выходит из строя в считанные недели.

Замена охлаждающей жидкости: как правильно поменять антифриз

Методик надежного экспресс-анализа качества тосола не существует, есть лишь несколько рекомендаций, как выявить некачественный тосол. Некоторые водители наловчились определять тосол на вкус. Он должен быть чуть сладковатым (за счет этиленгликоля). Кислый вкус говорит о его высокой коррозионной активности. На ощупь он должен быть слегка «мыльным», маслянистым, как глицерин.

Налейте немного тосола в банку и поставьте в морозильную камеру холодильника. Если замерзнет — это не тосол. Если есть индикаторная бумажка, проверьте показатель кислотности раствора — рН. Если бумажка покраснеет — кислотность тосола велика, он не годится. Если посинеет — в нем слишком много щелочи. Нормальный тосол должен иметь показатель рН в пределах 7−9. Бумажка должна быть желто-зеленой.

Ну и, конечно же, при покупке тосола обратите серьезное внимание, что вы покупаете, у кого, где и почем. Прежде всего — упаковка и этикетка. Переверните бутыль или канистру, и если содержимое подтекает — поставьте на место и уходите, вам тут делать нечего

Есть ли на этикетке адрес производителя, желательно с телефоном? И не соблазняйтесь низкой ценой. Скупой платит дважды, а вы можете заплатить трижды — деньгами, выведенным из строя автомобилем и своей безопасностью

Переверните бутыль или канистру, и если содержимое подтекает — поставьте на место и уходите, вам тут делать нечего. Есть ли на этикетке адрес производителя, желательно с телефоном? И не соблазняйтесь низкой ценой. Скупой платит дважды, а вы можете заплатить трижды — деньгами, выведенным из строя автомобилем и своей безопасностью.

Теги: антифриз, система охлаждения

Как проверить плотность охлаждающей жидкости

Плотность антифриза необходимо обязательно вычислить правильно. Для этого нужно выполнить несколько условий

Во-первых, важно выдержать температурный режим, который должен составлять 20 градусов или близкое к этому значение. Если вы будете замерять плотность, как только двигатель машины был остановлен, то получите неправильные данные

Поэтому лучше использовать обычный градусник и проверить температуру.

Во-вторых, для определения плотности используется специальный прибор – ареометр. Можно приобрести и более дорогостоящий девайс – рефрактометр, но переплачивать за него смысла нет. Ареометр – это колба со стержнем, на котором, как и на градуснике существуют градации. На конце измерителя есть резиновая или пластиковая пипетка, с помощью которой производится забор жидкости. Корпус прибора изготовлен из прозрачного пластика или стекла, поэтому при его использовании также не допускаются большие температуры.

Плотность антифриза измеряется также как тосола, и определяется она следующим методом:

Остудите двигатель до необходимой температуры в 20 градусов.
Осторожно откройте крышку расширительного бачка или радиатора (в зависимости от типа конструкции системы охлаждения).
С помощью груши, которая находится на одном из концов ареометра, произведите забор жидкости.
Установите ареометр в вертикальное положение и зафиксируйте его.
Запишите показания прибора.

Если полученные данные сильно разнятся с обозначениями на этикетке с антифризом, то такую жидкость лучше всего вообще заменить.

Чтобы узнать плотность антифриза, таблица данных которой представлена ниже, можно использовать более современные ареометры, оснащенные дополнительной шкалой, позволяющей одновременно измерить температуру замерзания. В этом случае вам не понадобится производить никаких дополнительных вычислений.

Концентрация этиленгликоля, % Плотность смеси, г/см 3 Температура замерзания, °С Концентрация этиленгликоля, % Плотность смеси, г/см 3 Температура замерзания, °С
26,4 1,0340 -10 65,3 1,0855 -65
27,2 1,0376 -12 65,6 1,0860 -66
29,6 1,0410 -14 66,0 1,0863 -67
32,0 1,0443 -16 66,3 1,0866 -68
34,2 1,0480 -18 68,5 1,0888 -66
36,4 1,0506 -20 69,6 1,0900 -64
38,4 1,0533 -22 70,8 1,0910 -62
40,4 1,0560 -24 72,1 1,0923 -60
42,2 1,0586 -26 73,3 1,0937 -58
44,0 1,0606 -28 74,5 1,0947 -56
45,6 1,0627 -30 75,8 1,0960 -54
47,0 1,0643 -32 77,0 1,0973 -52
48,2 1,0663 -34 78,4 1,0983 -50
49,6 1,0680 -36 79,6 1,0997 -48
51,0 1,0696 -38 81,2 1,1007 -46
52,6 1,0713 -40 82,5 1,1023 -44
53,6 1,0726 -42 83,9 1,1033 -42
54,6 1,0740 -44 85,4 1,1043 -40
55,6 1,0753 -46 86,9 1,1054 -38
56,8 1,0766 -48 88,4 1,0660 -36
58,0 1,0780 -50 90,0 1,1077 -35
59,1 1,0790 -52 91,5 1,1987 -34
60,2 1,0803 -54 93,0 1,1096 -33
61,2 1,0813 -56 94,4 1,1103 -32
62,2 1,0823 -58 95,0 1,1105 -28
63,1 1,0833 -60 95,5 1,1107 -27
64,0 1,0843 -62 96,5 1,1110 -24
64,8 1,0850 -64 97,0 1,1116 -22

Если перед тем как проверить плотность антифриза вы не остудили двигатель машины до 20 градусов, то замерную плотность, которая обозначается как t, можно привести к необходимой температуре с помощью формулы:

  • P20 – это обозначение плотности антифриза при 20 градусах (в таблице обычно указывается в г/см 3 );
  • Pt – это плотность хладагента при температуре замера (измеряется в г/см 3 );
  • t – это фактическая температура охлаждающей жидкости на момент измерения (в таблице указывается как °С);
  • γ – поправка плотности этиленгликоля (при учете что на каждый градус приходится 0,000525 г/см 3 ).

Такую проверку рекомендуется производить не только перед тем, как разбавлять антифриз, но и просто для того, чтобы быть уверенным в том, что в охладительной системе находится жидкость необходимой плотности.

Плотность тосола

Тосол применяется для охлаждения двигателя в силу своей устойчивости к низким температурам, что необходимо в холодное время года. Температура замерзания антифриза определяет пригодность охлаждающей жидкости. Распространено мнение, что при температуре замерзания плотность тосола должна быть равной 1,075 г/см3. Но при этом ГОСТ указывает более широкий диапазон значений — от 1,065 до 1,085 г/см3. Обусловлено это тем, что плотность зависит от процентного содержания этиленгликоля, количества присадок, поэтому у разных производителей тосол выходит с различной плотностью. Все зависит от рецептуры, которая и определяет плотность антифриза.

Популярные статьи  Как проверить утечку тока в электросети автомобиля

В настоящее время в продаже появилось множество ареометров. В них шкала температуры кристаллизации заменила шкалу плотности тосола, что является грубейшей ошибкой. Но ради справедливости рассмотрим, как пользоваться данными приборами. Во-первых, отдайте предпочтение проверенным приборам и производите замеры при температуре +20 °С. Алгоритм действий довольно прост.

  • Выбираем ареометр, в котором есть шкала для определения температуры замерзания тосола. Обычно их две: одна для измерения плотности электролита (щелочные и кислотные аккумуляторы) и вторая та, о которой говорилось выше.
  • Открывает капот и откручиваем крышку радиатора. Надавив на баллон, выпускаем из ареометра воздух и производим забор жидкости. Пригодность тосола покажет зеленая шкала, что соответствует температуре замерзания 30-40 °С, красная – 20-30 °С, желтая – 10-20 °С, ну а синяя говорит о полной непригодности для использования. Если говорить о плотности, то при ее значении 1,72 г/см3 тосол не замерзнет при – 40 °С, а если она будет равна 1,77 г/см3, то температура замерзания составит — 35°С.
  • Тосол возвращаем обратно в радиатор и закручиваем крышку. Прибор промываем в воде, удаляя остатки антифриза, и убираем до следующего использования.

Когда вы будете измерять плотность, соблюдайте некоторые правила. Прибор должен свободно плавать в жидкости, то есть не допускается задевание за стенки, дно емкости. Если уровень жидкости в пипетке снижается, проверьте соединение баллона и пипетки, такого быть не должно

И помните, что вы имеете дело с агрессивной средой, а это означает необходимость использования защитной одежды и повышенную осторожность. Нельзя открывать бачок радиатора до остывания охлаждающей жидкости – это чревато получением ожогов

Точность ареометров оставляет желать лучшего, только в паспорте указана погрешность в 5 °С, но, как правило, она больше. При этом важным условием замера плотности тосола является его температура – 20 °С, в иных случаях нужны поправки. Об этом многие автолюбители забывают и получают неверные результаты.

Стоит помнить, что ареометры предназначены исключительно для измерения плотности тосола (а существует множество способов ее поднять), но не температуры кристаллизации. Последняя определяется только путем прямого замораживания жидкости.

В следующей статье рассмотрены причины перегрева двигателя автомобиля.

История производства

Знаменитая на весь мир российско-американская корпорация Delfin Group уже около тридцати лет занимается выпуском расходных материалов для транспортных средств. Тосол «Аляска», отзывы потребителей о котором подтверждают хорошее качество данного продукта, продается не только в отечественных магазинах, но также в европейских и американских.

В восьмидесятых годах двадцатого века на Аляске было найдено большое месторождение нефти. После обнаружения такой замечательной находки власти Америки провели Трансаляскинский трубопровод. После того как открылось масштабное предприятие, население штата возросло более чем на тридцать процентов, а значит, и значительно увеличилось количество транспорта.

Благодаря возникновению огромного спроса на химические средства для автомобилей начала свое существование , которая и занималась производством и реализацией таких продуктов.

Так вот, первая рецептура изготовления антифризовых жидкостей была разработана именно американской компанией. Конечно, вначале данный продукт был не столь хорош, но с течением времени его качество улучшалось, а технологии совершенствовались. Однако в начале производства тосол «Аляска», отзывы о котором описаны в данной статье, был популярен только на американском рынке. Но очень скоро о нем услышал весь мир.

Полезные советы

Как советуют специалисты, если антифриз куплен в виде концентрата, нужно после заливки в систему охлаждения готовой жидкости обязательно замерить плотность такого состава. Если же был приобретен готовый антифриз или ТОСОЛ, еще до заливки в систему нужно сразу промерять его плотность. Дело в том, что в продаже есть большое количество подделок под охлаждающие жидкости известных брендов (Shell, Liqui Moly, Bizol и т.д.). Если просто, там нет этиленгликоля/пропиленгликоля. Вместо базовой основы используют кислоты, сахар соль.

Опасность таких продуктов в том, что изначально замер плотности может показать норму, а также жидкость не будет замерзать на холоде. Однако через небольшой промежуток времени после нагревов и охлаждений поддельный антифриз потеряет свойства и замерзнет при небольшом морозе со всеми вытекающими последствиями.

Чтобы избежать подобных рисков, через пару-тройку дней после замены антифриза лучше снова проверить плотность жидкости. Если заметны явные изменения в сторону уменьшения плотности, тогда это подделка. Нужно срочно сливать такой антифриз, тщательно промывать всю систему охлаждения и заливать качественный оригинальный продукт.

На практике, именно готовые антифризы (уже смешанные с водой) подделывают чаще всего, но исключать аналогичные манипуляции с концентратом тоже нельзя. Для страховки можно порекомендовать покупку антифризов, ТОСОЛов и других технических жидкостей исключительно в официальных или проверенных точках продажи.

Замена тосола на классике (автомобили ВАЗ-2101 – ВАЗ-2107)

Замечания, интересные пояснения к вопросу «сколько весит литровый объем» и некоторая дополнительная информация к справочным данным по физическим свойствам.

У нас есть по факту 1 литр тосола, литровая банка или некоторое количество известное в литрах, мы хотим узнать массу: сколько его вес в кг или граммах. То есть, наша задача определить, сколько он весит: пересчитать литры тосола – единицы измерения объема в килограммы – единицы измерения веса тосола. Определив объемную массу 1 литра тосола, сколько в килограммах, без взвешивания на весах. Узнать сколько он весит (например: литровая банка), основываясь на расчетных, теоретических, справочных данных из таблицы физических свойств: удельном весе и плотности тосола. Лучше конечно пользоваться не истинной, а объемной плотностью, если удается найти объемную плотность в справочнике. Что на самом деле не так просто сделать на практике. Крайне неудобно самостоятельно пересчитывать исходя из физических свойств, еще и потому, что большинство таблиц, ГОСТов, ТУ приводит значения удельного веса и плотности «привязанные» не к литровой банке, в других единицах: тонны/м3, кг/м3, кг/куб, гр/см3. При желании можно потратить много времени, найти данные, самостоятельно выполнить пересчет и узнать, сколько будет кг в литровом объеме. Однако, такой вариант узнать сколько весит литровый объем, не для всех оказывается простым и удобным способом, тем более что он требует поисков дополнительной информации по объемной плотности тосола и его удельному весу, плюс знания формулы пересчета. Поэтому, мы сделали сами такой перерасчет на основе физических свойств приведенных в ГОСТе и ТУ, указали массу 1 литра тосола в кг, литровой банки, приведя ее в отдельной таблице весов и объемов. Выписка из общей таблицы приводится выше. Вопрос: сколько кг в одном литре тосола, литровый объем. Ответ: объемную плотность смотрите в таблице 1. Как узнать сколько весит — измеряем массу тосола литровой банкой, самостоятельно, без взвешивания на весах. На нашем сайте вы сможете найти другую интересную практическую информацию по плотности и удельному весу не указанную в обычных справочниках, таблицах, ГОСТах и ТУ, которую не так просто найти в интернете. Например, для более привычных нам единиц измерения объема: см3, м3, куба, кубометра, кубического метра. Бытовых и столовых приборов измерения продуктов: чайной ложечки, столовой ложки, стакана. Более строительных, садовых, производственных и промышленных: лопаты (штыковой и совковой), пачки, ведра, мешка, поддона, бочки, строительной или садовой тачки. Транспортных: авто цистерны, железнодорожной цистерны, железнодорожного вагона, бортовой машины, грузовика, самосвала. Это так называемые, не стандартные емкости, часто используемые на практике. Не смотря на все разнообразие емкостей, каждая из них имеет собственный литраж. А это означает, что можно пересчитать массу груза в кг через указанные в таблице 1 значения. Естественно, что такая методика имеет собственные погрешности. При этом, ошибка расчетов массы большого литража будет выше, чем погрешность определения массы литрового объема указанная в таблице 1.

Наш адрес: Днепропетровск, ул. Карла Либкнехта 57 Телефон по Украине: (063) 796-79-32 или (063) 796-19-32

Различные охлаждающие жидкости и их плотность

Выбор охлаждающих жидкостей на сегодняшний день достаточно обширен. Обычно рядовые автолюбители называют их «Тосол» или антифриз – при этом данные понятия разделяются. На самом деле это не совсем верно, так как под названием «Тосол» понимается все та же охлаждающая жидкость с содержанием этиленгликоля. Данный состав был разработан ещё в СССР. Фактически, «Тосол» также является самым обычным антифризом, но с некоторыми особенностями.

Популярные статьи  Как поменять фильтр на бензонасосе

Нормальная работа системы охлаждения двигателя автомобиля, а также отопления салона возможна, только если залитая охлаждающая жидкость обладает соответствующими характеристиками. В первую очередь на функционирование влияет именно плотность. Также от данного параметра напрямую зависит температура кристаллизации вещества.

Таблица №1: Зависимость температуры замерзания от плотности антифриза

Плотность вещества p 20 , г/см 3

Количество гликоля в составе, %

Температура кристаллизации, 0 С

Плотность, г/см 3

Содержание гликоля по объему, %

Температура замерзания, 0 C

Таким образом, можно легко определить не только температуру, при которой антифриз замерзнет, но и его состояние. Нормальное значение параметра для конкретной марки состава рассматриваемого типа в обязательном порядке обозначается на упаковке. Если измеренная величина сильно отличается, то необходимо выполнить замену антифриза в системе охлаждения.

Таблица №2: Нормальная плотность наиболее распространенных антифризов

Наименование жидкости

Значение плотности

Liqui Moly KFC 2001 Plus

Mobil Antifreeze Advanced

Mannol Longlife AF12+

Тосол «Торса» ОЖ-40

КАК разбавить концентрат антифриза?

После прочтения вышеизложенного материала уже не должно возникнуть трудностей с приготовлением подходящего по плотности антифриза из концентрата этиленгликоля. Рассмотрим вкратце, зачем вообще этим заниматься, если на рынке полно уже готовых составов, на этикетке которых написан главный для автолюбителя параметр – температура замерзания.

  1. Во-первых, далеко не всегда указанные на упаковке характеристики соответствуют действительности. Многие производители бюджетных охлаждающих жидкостей банально экономят, не придерживаясь рассмотренных выше пропорций. Вода ведь дешевле этиленгликоля.
  2. Во-вторых, вполне реально сегодня найти концентрат этиленгликоля по очень выгодной цене. Он, естественно, будет дороже готовых составов. Но потребуется его почти в два раза меньше. Кроме того, приготовив антифриз своими руками, вы точно будете знать, какой он плотности, и до какой температуры гарантированно не замерзнет.

В завершение рассмотрим кратенько конкретный пример, как разбавить концентрат. Для этого понадобится, собственно, сам концентрат, дистиллированная вода (обязательно), ареометр для контроля полученной плотности и пара емкостей соответствующего размера.

Сколько чего покупать, зависит от того, какой объем системы охлаждения у вашего автомобиля, и от самой низкой температуры зимой в вашем регионе. Рассмотрим ситуацию на примере все того же автомобиля с системой охлаждения объемом в 7 литров, который эксплуатируется в регионе, где столбик градусника опускается максимум до -29°C.

Чтобы зимой приготовленная охлаждающая жидкость не замерзла, нам необходимо получить антифриз плотностью 1,063. Этот показатель соответствует 45,6% содержания этиленгликоля в общем объеме. Соответственно, для приготовления 7 литров антифриза нам потребуется 3,2 литра концентрата и 3,8 литра дистиллированной воды. Смешиваем, тщательно перемешиваем, измеряем плотность ареометром и заливаем в систему охлаждения.

Рекомендации и советы ↑

Согласно всех стандартов и российских ГОСТов, жидкость хладагента должна быть однородной, без примесей, относительно прозрачна. Несмотря на идентичные цвета, смешивать разные классы категорически запрещено. Не исключено появление частиц, окаменелостей, выпадение мутного осадка. Спустя некоторое время, ил превратиться в твёрдую породу и начнёт забивать патрубки радиатора и блока цилиндров, мотор начинает закипать. Как говорится, вас приветствует капитальный ремонт. Кто сталкивался, тот знает, чем это грозит. Вообще, предсказать поведение двух жидкостей при смешивании, практически невозможно, только догадки и опыт механиков. Дабы водная рубашка всегда оставалась чистой, двигатель полноценно охлаждался, систематически промывайте его проточной водой. Одного раза в год будет достаточно.

Если беда настигла в пути. Зачастую, поломки случаются во время движения, когда меньше всего ожидаешь этого, а под рукой нет ничего. В качестве исключения, разрешается смешивать несколько видов воедино. Но, для того, чтобы доехать до ближайшего сервиса. Как правило, расстояние не превышает более 50 – 60 км. За это время ничего катастрофического не произойдёт с системой охлаждения. Обязательно, после приезда на сервис, замените хладагент, промойте систему обычной водой для нейтрализации и выведения отходов. Опытные мастера рекомендуют делать трёхкратную промывку, отъездить на дистиллированной воде около 25 км., только после заливать новый антифриз. Предложенный способ затратный в финансовом плане, но эффективный для продления срока эксплуатации технического средства. При совершении покупок, проверяйте товар на оригинальность, соответствие стандартам. Требуйте предоставления продавцом сертификата качества на продукцию.

Определить, что тосол непригоден к использованию, можно по смене цвета или полном обесцвечивании. Причиной тому может быть некачественный продукт или длительный срок его использования. Требуется срочная замена. Перед каждым выездом заглядывайте в расширительный бак автомобиля, проверяйте уровень по меткам «минимум» и «максимум», при необходимости доливайте. Всегда возите при себе руководство по эксплуатации транспортным средством, при возникновении спорных ситуаций, берите данные с книги, для точности.

Как измерить плотность антифриза в домашних условиях?

Процедура измерения с помощью ареометра довольно проста. Нужно набрать в колбу из канистры или непосредственно из системы охлаждения достаточное для всплытия поплавка количество антифриза. Далее, смотрим на поплавок. Уровень, на который он погрузится, и отметит плотность. После измерения достаточно сравнить плотность с концентрацией этиленгликоля, этой плотности соответствующей, или с температурой застывания.

Есть ещё один способ домашнего измерения плотности. Для этого потребуются достаточно точные весы (можно использовать кухонные) и ёмкость объёмом ровно 1 литр. Процедура замера плотности в этом случае будет состоять из следующих действий:

  • взвешиваем порожнюю ёмкость и записываем получившийся результат;
  • наливаем в эту ёмкость ровно 1 литр антифриза и проводим ещё одно взвешивание;
  • вычитаем массу тары из массы брутто и получаем чистое нетто 1 литра антифриза;

Это и будет плотность антифриза. Способ может претендовать на точность только в том случае, если весы гарантированно показывают правильную массу, а ёмкость вмещает ровно 1 литр жидкости.

В рамках регулярного обслуживания автомобиля одной из немаловажных операций является измерение плотности антифриза. В статье детально рассказано, зачем это надо делать, чем и как, какие должны быть показатели, и как их корректировать при необходимости. Также предлагается к ознакомлению информация, как сделать антифриз своими руками путем разбавления концентрата, и почему выгодно этим заниматься.

Проверка плотности антифриза рефрактометром

В отличие от проверки ареометром, измерение плотности ОЖ рефрактометром производится очень быстро, и для замера достаточно одной капли антифриза.

Проверять охлаждающую жидкость можно в любом состоянии, температура здесь не влияет на полученные показания. Порядок измерения такой:

  • с помощью пипетки каплю тестируемого антифриза размещаем на призме прибора;
  • окуляром рефлектометра наводим резкость;
  • со шкалы значений считываем показания (по разделительной линии).

Прибор настраивается по дистиллированной воде, при ее тестировании полоса в окуляре должна находиться в самом низу шкалы, то есть, на нуле. Если прибор настроен неточно, он регулируется винтом, находящимся под защитным колпачком. В комплект рефрактометра входит отвертка, пипетка и лопаточка.

Недостаток у рефрактометра только один – это его цена. Если ареометр в среднем стоит от 100 до 400 рублей, то средняя цена рефрактометра – 5000-6000 руб.

Проверка нагреванием

Проверить антифриз на качество можно его нагреванием. Нормальные производители заявляют, что их состав выдержит + 105, +110 градусов и не закипит.

Вам понадобится плитка, емкость (либо стеклянная, либо металлическая), ну и градусник (который может выдерживать высокие температуры).

Далее нагреваем жидкость и смотрим, когда она закипает.

Когда антифриз или ТОСОЛ кипит при низких значениях, это может говорить о некачественном спирте в составе, или вообще не спирте, но про это чуть позже.

МИНУС такого теста, в том, что его не желательно делать в домашних условиях, чтобы не надышаться испарениями.

Как определить, что залито?

Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.

В расширительном бачке начал пениться антифриз: что делать и почему это происходит

Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:

  1. Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
  2. Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
  3. Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
  4. С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.
Популярные статьи  Как заменить лампы габаритных огней на Рено Логан?

Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:

  1. Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
  2. Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
  3. Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.

Как понять, какой антифриз в автомобиле с завода?

Чтобы понять, хладагент какой марки доливать в охладительную систему, нужно знать, что изначально заливается с завода. Самостоятельно определить это не получится. Точное заключение могут дать только результаты лабораторных исследований. Как вариант, можно обратиться к дилеру или прочитать сервисную книжку по эксплуатации. В ней указывается, хладагент какого стандарта надо использовать.

О смешивании хладагентов и результатах можете узнать из видео, снятого каналом Avto-Blogger.ru.

Можно ли что-то залить, если не знаешь?

Если ситуация экстренная, к примеру, во время движения вам пришлось остановиться из-за перегрева двигателя, то в систему охлаждения можно залить и воду. Если это происходит в холодное время года, то рекомендуем долго не ездить на воде, а доехать до ближайшего СТО или гаража, чтобы решить проблему. Даже при заливе жидкости в теплое время года после эксплуатации авто выполняется промывка охладительной системы. В мороз вода быстро замерзнет, а она имеет свойство расширения, поэтому замерзание приведет к повреждению расширительного бачка и патрубков.

Возможно смешивание только тех хладагентов, которые соответствуют друг другу составом и стандартом. Смешивание Тосола и антифриза не допускается. Это приведет к химической реакции, в результате чего жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее обязанности. В системе охлаждения образуются осадки, которые препятствуют нормальной циркуляции расходного материала по магистралям. Из-за потери свойств на внутренних частях радиаторного устройства появится коррозия, которая со временем приведет к серьезным повреждениям агрегата.

Если пришлось смешать Тосол с антифризом, то не оттягивайте процесс замены. Сливать расходный материал обязательно. При смене выполняется промывка мотора, причем процедура повторяется несколько раз. Она делается до того момента, пока из охладительной системы не начнет выходить чистая вода без отложений и следов накипи. Тогда можно считать, что прочистка выполнена успешно. Для промывки допускается применение специальных средств. При заливе учитывайте спецификацию двигателя и рекомендации производителя по использованию антифризов.

Где и как приобретать жидкость для охлаждения двигателя

Существует несколько основных правил, которые помогут покупателю не нарваться на контрафактный антифриз.

Не стоит приобретать дорогую «незамерзайку» знаменитых брендов в сомнительных местах.

Не брать дешевый антифриз неизвестных производителей.
Покупать товар лучше на фирменных АЗС, которые дорожат своей репутацией, или у крупных, авторитетных продавцов.
Обращать внимание на дату изготовления и приобретать более «свежий» продукт.
Требовать сертификат качества товара.
Проверять герметичность тары. Канистра со свежим и качественным антифризом надежно закупоренная и при сдавливании не выпускает воздух.

Как проверить плотность тосола? — АвтоЖидкость

Такой показатель, как плотность охлаждающей жидкости, на практике применяется редко. Используется в основном при оценке ориентировочной температуры замерзания самостоятельно приготовленной ОЖ из концентрата или перед наступлением холодов, если в расширительный бачок по какой-либо причине доливалась вода.

Плотность тосола в зависимости от концентрации этиленгликоля

Тосол, если в двух словах, это отечественный антифриз. То есть жидкость с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя.

Состоит тосол из двух основных компонентов: воды и этиленгликоля. Более чем на 90% от всего объёма составляют именно эти жидкости. Остальное – антиокислительные, противопенные, защитные и другие присадки. Ещё в тосол добавляется краситель. Его назначение – указание температуры замерзания жидкости и индикация износа.

Плотность этиленгликоля составляет 1,113 г/см³. Плотность воды – 1,000 г/см³. Смешивание этих жидкостей даст состав, плотность которого будет находиться между этими двумя показателями. Однако зависимость эта нелинейная. То есть, если смешать этиленгликоль с водой в пропорции 50/50, то плотность образовавшейся смеси не будет равной средней величине между двумя значениями плотностей этих жидкостей. Связано это с тем, что размер и пространственное строение молекул у воды и этиленгликоля различаются. Молекулы воды несколько меньше, и они занимают место между молекулами этиленгликоля.

Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры.

В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность.

Зависимость плотности тосола от температуры

Здесь работает простое правило: с понижением температуры плотность тосола увеличивается. Кратко разберём на примере тосола А-60.

При температуре, близкой к точке замерзания (–60 °C) плотность будет колебаться около значения 1,140 г/см³. При разогревании до +120 °C плотность тосола приблизится к отметке в 1,010 г/см³. То есть практически как у чистой воды.

От плотности тосола зависит и так называемое число Прандтля. Оно определяет способность охлаждающей жидкости отводить тепло от источника разогревания. И чем больше плотность, тем эта способность более ярко выражена.

Как проверить плотность тосола?

Для оценки плотности тосола, также как и для проверки плотности любой другой жидкости, используется ареометр. Желательно использовать специально предназначенный для замера плотности тосола и антифриза ареометр. Процедура измерения довольно проста.

  1. Наберите порцию исследуемой смеси в узкую глубокую ёмкость, достаточную для свободного погружения ареометра (большинство приборов комплектуется штатной колбой для замеров). Узнайте температуру жидкости. Удобнее всего проводить замер при комнатной температуре. Для этого предварительно нужно дать тосолу отстояться в помещении не менее 2 часов, чтобы он набрал комнатную температуру.
  2. Опустите ареометр в ёмкость с тосолом. Замерьте плотность по шкале.
  3. Найдите в таблице с зависимостью плотности тосола от температуры ваши значения. При определённой плотности и температуре окружающей среды может быть два соотношения воды и этиленгликоля.

В 99% случаев правильным будет то соотношение, где воды больше. Так как экономически нецелесообразно делать тосол на основе преимущественно этиленгликоля.

Технология замера плотности антифриза в плане самой процедуры не отличается. Однако применять полученные данные в плане оценки концентрации активного вещества для разных типов антифризов нужно по-разному. Это связано с различными химическими составами этих охлаждающих жидкостей.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии
Как проверить антифриз или ТОСОЛ: какую плотность должны иметь охлаждающие жидкости
Система предаварийной безопасности автомобиля (PCS)
Для любых предложений по сайту: [email protected]