Промывка коробки передач: когда нужна и чем промывать КПП

Как заменить масло своими руками

Любая машина требует замены смазки в коробке передач. Если возможно, то лучше обратиться к услугам мастеров для проведения этой работы. При этом не потребуется готовить инструменты и выбирать масло, обо всем позаботятся специалисты

Важно, чтобы соблюдался порядок работы и уровень жидкости. Но все можно сделать своими руками при наличии опыта и знания конструкции автомобиля

Для этого понадобится эстакада, смотровая яма в гараже или специальный автоподъемник. Если автомобиль имеет большой дорожный просвет, то процедуру замены масла можно произвести без подъемных механизмов и ям. Для этого достаточно залезть под кузов машины.

Необходимые инструменты

Прежде всего, нужно приготовить инструменты:

  1. Набор гаечных ключей.
  2. Емкость для отработки.
  3. Большой шприц с тонким шлангом.
  4. Воронка.
  5. Уплотнительная прокладка для заливной пробки, если у автомобиля большой пробег, либо он эксплуатировался в тяжелых условиях.
  6. Канистра с трансмиссионным маслом нужного объема.
  7. Ветошь.

Пошаговая инструкция

Перед началом работы масло в коробке рекомендуется разогреть, проехав на машине несколько километров. Это нужно, чтобы горячее масло лучше сливалось.

Процедуру замены масла в МКПП рекомендуется проводить в следующем порядке:

  1. Вытяните рукоятку ручного тормоза, или поставьте под колеса упоры.
  2. Установите автомобиль на яму или поднимите на подъемнике, сливное отверстие расположено внизу.
  3. Больше 10 минут тянуть время не стоит, так как масло остынет и станет слишком густым.
  4. При необходимости снимите защитное приспособление КПП и двигателя.
  5. Установите под отверстие для слива приготовленную емкость.
  6. Открутите заливную крышку или вытащите щуп для проверки уровня, чтобы ускорить слив.
  7. Осмотрите прокладку на крышке, если нужно, то замените.
  8. Выкрутите сливную пробку, расположенную на картере МКПП и слейте масло. Оно должно быть прозрачным, не иметь посторонних включений. Иначе нужна диагностика агрегата для установления причин.
  9. Дождитесь, когда жидкость полностью сольется и не будет капать. Закрутите пробку на место.
  10. Возьмите шприц и залейте новое масло через заливное отверстие до его края. Перелив нежелателен, так как могут возникнуть потеки по сальнику. В некоторых конструкциях предусмотрен щуп, которым определяется уровень жидкости с минимальной и максимальной отметками.
  11. Установите пробку и щуп на место.

Выполнив указанные шаги, можно быстро заменить масло в КПП. Водитель должен своевременно обслуживать коробку передач, в том числе менять масло. В процессе эксплуатации нужно через 10 тысяч км проверять уровень смазки, а если замечены посторонние стуки, то обращаться в мастерскую. Не стоит экономить на качестве трансмиссионного масла, так как его заливка производится редко.

Нужно ли промывать механическую коробку передач (МКПП)?

Любая механическая коробка передач состоит из валов, подшипников, шестерен и синхронизаторов, но все эти детали не смогут работать без масла. Масло обеспечивает смазочную пленку, защиту от износа, легкость переключения передач, отвод тепла и очистку деталей от отложений. Несмотря на то, что масло обладает моющими свойствами и очищает детали, оно же является и источником загрязнений, наряду с продуктами износа трансмиссии. Но коробка передач загрязняется изнутри далеко не всегда. Что же может произойти, чтобы коробка передач загрязнилась?

Самый распространенный случай – попадание воды. Да, да коробка передач негерметична. Меняется температура, коробка разогревается, затем остывает, поэтому, чтобы не создавалось избыточное давление или вакуум, коробка имеет связь с атмосферой. Клапан, который обеспечивает приток или отток воздуха, называется сапун. Сапун находится в верхней части коробки, чтобы через него не выбрасывало масло. В обычных условиях эксплуатации все работает как и положено, но стоит попасть в глубокую лужу, коих в нашей стране не счесть, вода закрывает сапун, коробка резко охлаждается в воде и вода засасывается внутрь коробки передач. Вместо масла образуется эмульсия. Это плохо не только из-за ухудшения смазки. Если масло вовремя не заменить и эмульсия находится в коробке достаточно долго, то начинается процесс гидролиза, то есть масло превращается в «мыло». Только это «мыло» уже ничего не моет и не смазывает. Масло полностью теряет рабочие свойства и представляет из себя неприятную на вид, грязную мазь, которая даже не сливается с коробки.

Популярные статьи  Лампы заднего фонаря Лада Гранта лифтбек – P21W, PY21W,R10W и W16W подбор и замена ламп

Менее распространенный случай – длительный перегрев коробки. Долгая езда на высокой скорости или в условиях бездорожья, буксировка тяжелого прицепа разогревает коробку передач значительно сильнее допустимого. Масло начинает «свариваться», образуя мазь, как и в предыдущем случае, только более темного цвета.

Загрязнения в поддоне картера коробки, а также ровным слоем на других частях, образуются из окислившегося масла и продуктов износа при редкой смене масла, превышении интервала замены.

Простая замена масла не очистит коробку передач, нужны специальные меры. Специалисты разберут агрегат, тщательно промоют каждую деталь, но такой путь чрезвычайно затратен и не быстр. Значительно проще использовать специализированную промывку. Непосредственно перед штатной заменой масла, в проблемную коробку заливается специальная промывка. Далее, двигатель автомобиля нужно завести и оставить работать на 10-15 минут на холостом ходу. Куда-либо ехать или переключать передачи нет необходимости, так как на холостом ходу все валы коробки крутятся, масло циркулирует, механизм полноценно очищается. Далее, содержимое коробки передач, или моста, сливается, заливается свежее масло, и вуаля! Примечание: перед добавкой промывки агрегат должен иметь рабочую температуру, то есть промывка будет эффективно работать только после прогревочной поездки.

Лидер немецкого рынка автохимии и масел, компания Liqui Moly GmbH выпускает специализированную промывку для механических трансмиссий — Getriebe-Reiniger. Эта промывка создана на основе нафтеновых масел, обладающих отменными моющими свойствами, не действует на сальники и прокладки и практически не разжижает трансмиссионное масло. Содержит сильный моющий комплекс и антизадирные присадки для защиты трансмиссии в процессе самой промывки. Позволяет старому маслу как можно полнее слиться с агрегата.

Нет необходимости промывать механическую трансмиссию перед каждой заменой масла, хотя это и не помешает. Промывать обязательно тогда, когда были нарушены условия эксплуатации, перечисленные выше, а также в случаях возникновения проблем: плохое включение передач, шум в работе и т.п. Устранить проблемы и продлить ресурс агрегата всегда в ваших силах. Подобрать правильное масло под практически любой автомобиль можно в программе подбора.

Промывка коробки передач при замене масла

Итак, как и в случае с двигателем, для промывки КПП оптимально использовать промывочное масло для коробки передач. Промывочное масло КПП позволяет не только удалить остатки «отработки» из агрегата, но и промыть труднодоступные участки и скрытые полости, убрать стойкие загрязнения и т.д.

Важно понимать, что обычно промывочное масло состоит из минеральной основы с добавлением активных моющих присадок и противоизносных компонентов (цинк и фосфор защищают от износа, кальций выступает в роли моющего средства). Чтобы понять, когда использовать промывку, нужно учитывать ряд факторов и особенностей:

Чтобы понять, когда использовать промывку, нужно учитывать ряд факторов и особенностей:

  • общее состояние агрегата;
  • регулярность и качество обслуживания КПП;
  • качество используемого трансмиссионного масла;
  • возможные неисправности и попадание технических жидкостей в агрегат (например, антифриз в коробке передач).

Как правило, если агрегат не сильно изношен, коробка работает исправно, а масло используется одной и той же марки/типа и регулярно меняется, от промывки можно отказаться. Если же эти условия не соблюдаются, КПП лучше промывать. При этом следует промыть МКПП или АКПП, отдельно учитывая все рекомендации производителя промывки.

Начнем с коробки «механика». В общих чертах:

  • Необходимо прогреть КПП перед сливом отработки (масло сольется быстрее и полноценнее) или добавкой промывки в отработку;
  • После слива нужно залить в коробку промывочное масло в том объеме, который бил слит ранее или добавить в отработку спецсредство;
  • Далее двигатель заводят, после чего машина работает около 20 минут, за это время жидкость промоет агрегат;

Теперь давайте рассмотрим процесс промывки более подробно на примере использования средства ЛАВР. Состав подходит для использования в КПП, редукторах, раздатках и мостах. Сам производитель гарантирует то, что средство удаляет продукты износа, увеличивает срок службы агрегатов и узлов, а также восстанавливает эластичность резиновых сальников и уплотнителей.

  • Данная промывка не полнообъемная, то есть заливается прямо в отработку через заливное отверстие в КПП (100 мл промывки на 1 литр масла);
  • Затем машину поднимают на подъемнике или вывешивают ведущие колеса на домкратах;
  • После запускается двигатель, после чего необходимо включать разные передачи (допускается включение в произвольном порядке);
  • По окончании отработку нужно слить и залить свежее масло;

Также состав позволяет растворить стойкие загрязнения и вымыть продукты износа деталей КПП. Масло имеет сниженную вязкость, что означает проникновение промывки в труднодоступные участки коробки.

Теперь перейдем к промывке АКПП

Прежде всего, необходимо с большой осторожностью подбирать средства для промывки КПП автомат. Причина — повышенная чувствительность таких агрегатов к качеству и свойствам трансмиссионной жидкости

В данном случае лучше приобретать продукты известных иностранных производителей.

Более того, в этом случае от использования полнообъемных промывок лучше отказаться. Лучше всего использовать добавки в отработку, которые не имеют масла в качестве основы.

Основная задача состава – мягко удалить загрязнения из АКПП, промыть каналы гидроблока, соленоиды, масляные каналы и т.д. В результате после очистки нормализуется работа коробки передач, увеличивается ее ресурс.

Пользоваться промывкой предельно просто. Сначала коробку-автомат нужно прогреть, затем в отработку вводится спецсредство. Одной упаковки хватает на 9 литров масла в автомате (трансмиссионной жидкости АТФ).

Далее водитель заводит двигатель и нажимает на педаль тормоза, после чего около 10 минут включает разные режимы АКПП при помощи селектора. По окончании двигатель глушат, после чего отработку можно слить и заливать свежее масло.

Как промыть АКПП самостоятельно

Итак, полностью промывать АКПП рекомендуется в тех случаях, когда жидкость АТФ была сильно загрязнена, масло в коробке давно не менялось, в целях профилактики и т.д. При этом промывка АКПП своими руками является вполне доступной процедурой и вполне может быть выполнена в условиях гаража. Отметим, что существует несколько доступных способов промывки, которые обычно совмещают с заменой масла в АКПП.

Первый способ заключается в том, что сначала из коробки сливается отработка, затем выполняется замена фильтра АКПП, потом коробку промывают, масло снова сливается, после чего ставится чистый фильтр, заливается новая порция жидкости строго по уровню.

Чтобы реализовать такую задачу, потребуется иметь 12-15 литров жидкости ATF или Dexron. При этом . После того как старое масло было слито, заменен масляный фильтр и поддон АКПП установлен на место, в коробку заливается свежее масло.

Затем к системе охлаждения АКПП подключается промывочный аппарат (патрубки аппарата соединяются с системой в местах, где подключается радиатор АКПП). После этого двигатель заводят, затем агрегат работает 10-20 минут.

После ДВС можно глушить, подождать некоторое время, пока масло стечет в поддон, повторно снять поддон, слить масло, снова заменить фильтр АКПП. По окончании меняется прокладка сливной пробки АКПП, прокладка поддона или наносится герметик.

Популярные статьи  Ремонтные шипы для зимней резины: как использовать и зачем

Аппарат остается подключенным к системе охлаждения. Далее нужно снова завести мотор, позволить залитому ранее маслу пройти по системе несколько кругов. Во время промывки нужно также включать разные режимы АКПП, чтобы масло растекалось по разным каналам и магистралям, очищая все детали АКПП.

После того, как вытыкаемая из аппарата жидкость станет полностью чистой, а количество заливаемого масла будет равно тому количеству, которое вытекает, можно считать процесс оконченным. Такой способ промывки и замены масла в АКПП принято называть полнопоточным.

Теперь рассмотрим более простой способ, так как промывка АКПП в этом случае не представляет ничего сложного. Фактически, процедура частично похожа на промывку двигателя, когда используются специальные промывочные средства, которые заливаются прямо в отработку. Простыми словами, промывка добавляется в старое масло. Единственное, как и в первом случае, требуется иметь в распоряжении промывочный аппарат, который подключается к патрубкам системы охлаждения АКПП.

В двух словах, коробка прогревается, в прогретое старое масло заливается промывка, затем подключается аппарат. После этого нужно завести двигатель, селектор АКПП выставляется в положение P «паркинг» или «нейтраль» N. Пока двигатель работает, масло циркулирует по системе, происходит очистка.

После того, как масло с добавками очистило агрегат, промывку можно считать завершенной

Затем отработка сливается, причем важно удалить из агрегата максимально возможное количество масла. Теперь остается только залить свежее масло по уровню. Как видно, это способ проще, так как не нужно дважды заливать и сливать жидкость (сначала удалять отработку, затем промывку) и менять фильтры АКПП до промывки и после

Как видно, это способ проще, так как не нужно дважды заливать и сливать жидкость (сначала удалять отработку, затем промывку) и менять фильтры АКПП до промывки и после.

Еще отметим, что в некоторых случаях также используется специальное промывочное масло АКПП, содержащее специальные добавки. Данное решение заливается в АКПП после слива отработки, затем, по окончании процесса очистки, промывку нужно слить и залить свежее масло, предварительно заменив фильтр коробки-автомат.

Промывка автоматической коробки передач (АКПП) соляркой, бензином или керосином также является доступным способом. При этом без острой необходимости применять такое решение на практике не рекомендуется, так как некоторые АКПП могут оказаться предельно чувствительными к тому, что залито в агрегат, то есть выйти из строя или начать работать некорректно.

Если говорить о самой промывке, вся суть сводится к тому, что из коробки сливается часть масла, доливается керосин, затем двигатель запускается и работает 15-20 минут. После этого мотор глушат, сливают еще часть масла, повторно заливается керосин. Однако дальше мотор не запускается, смесь масла и керосина остается в коробке на 1-2 часа.

По окончании смесь АТФ и керосина сливается в максимально возможном количестве, затем производится промывка обычным маслом. Далее это масло также нужно слить, после чего меняется фильтр АКПП и заливается свежая трансмиссионная жидкость.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии
Промывка коробки передач: когда нужна и чем промывать КПП
Замена сальника на коробке передач
Для любых предложений по сайту: [email protected]