Классификация
Принято разделять существующие термодатчики на две большие группы. В первой группе датчики классифицируются в зависимости от способа определения температуры, а во второй группе – по способу взаимодействия приспособления с термостатом. Одно не исключает другого: одна модель может присутствовать в классификаторе каждой группы термодатчиков.
По способу определения
От способа определения температуры зависит корректность работы термодатчика на объекте. Существует несколько видов датчиков, отличающихся ценой и точностью определения параметра.
Дилатометрический
Дилатометрический (объемный) датчик представляет собой биметаллическую пластину или спираль, изготовленную из материала с высоким коэффициентом теплового расширения. При нагревании происходит изгиб пластины и происходит размыкание контакта на конце пластины со стационарным контактом реле, препятствуя протеканию тока. В термостатах замедленного действия используется спираль, которая медленно разжимается или сжимается с изменением температуры.
Резистивный
В резистивных температурных датчиках задействован терморезистор (термистор). Это необычный резистор, изготовленный из меди, никеля или платины, электрическая проводимость которого меняется прямо пропорционально температуре. В зависимости от сопротивления термистора в текущий момент автоматикой выбирается режим подогрева или остывания котла.
Термоэлектрический
Действие основано на свойстве термопары — термоспая из двух металлов разного типа (железо-никель, никель-хром) вырабатывать при нагреве в точке контакта пропорционально температуре ЭДС до 40–60 мкВ. Столь низкие значения напряжения налагают особые требования к используемой при обработке сигнала аппаратуре: задействуются точные, многоразрядные преобразователи с минимальным уровнем собственных шумов.
В простом энергонезависимом котле термоэлектрический датчик управляет непосредственно электромагнитным клапаном подачи газа на основную горелку после нагрева термопары пламенем запальника.
Манометрический
Принцип действия манометрических датчиков основан на изменении давления газа/жидкости в замкнутом объёме. Они не требуют внешнего источника энергии, что удобно при дистанционных измерениях. Недостатком является высокая инерционность показаний и невысокая чувствительность этого типа устройств.
По типу взаимодействия с термостатом
Тип взаимодействия с термостатом выбирается в зависимости от места локализации датчика с учетом эргономичности системы ГВС. Наряду с традиционным проводным способом подключения набирают популярность беспроводные схемы подключения.
Проводной
По определению проводные приспособления котлов передают данные по проводам. Проводниками соединяют датчик с блоком управления отопительного агрегата.
Беспроводной
Работа беспроводного приспособления аналогична принципу работы с Wi-Fi. Сигнал поступает в радиомодуль, в водогрейной установке приемный модуль принимает, а встроенный контроллер блока управления обрабатывает и преобразует его в управляющий импульс.
По способу размещения
В зависимости от способности размещаться в пространстве термодатчики подразделяют на несколько типов. Существуют накладные, погружные и комнатные типы устройств.
Накладной
Накладными называют датчики с наружным креплением к контуру отопления. Чувствительный элемент накладывается снаружи трубы подачи или обратки и притягивается к ней хомутами, после чего плотно оборачивается снаружи теплоизоляционной гильзой.
Погружной
Погружные изделия непосредственно контактируют с горячей водой или теплоносителем. Они устанавливаются в специальные посадочные отверстия на трубопроводе, предусмотренные конструкцией оборудования, на выходе теплообменника. Недостатком погружных изделий считается необходимость сливать теплоноситель из системы ГВС при замене.
Комнатный
Комнатными называют устройства, размещенные внутри жилых либо служебных помещений. Выбирается то помещение, в котором воздух имеет наиболее постоянную температуру. Самым подходящим местом для локализации чувствительного элемента/ термостата является стена. Следует размещать устройство на высоте не более 120–150 см от пола.
Внешний
Внешний (датчик наружной температуры) располагается на открытом воздухе снаружи здания. Он производит корректировку микроклимата внутренних помещений в зависимости от температуры окружающей среды на улице, осуществляя тем самым погодозависимое терморегулирование.
Как проверить датчик температуры ОЖ
Проверить температурный датчик можно множеством способов. Оптимальным вариантом будет использование OBD2-адаптера, поскольку он может показать коды ошибок. Если же нет возможности купить адаптер, но под рукой есть омметр, то диагностику можно провести с его помощью. Последний вариант менее надежный, но в опытных руках он показывает неплохие результаты.
Компьютером
Для комплексной проверки температурного датчика рекомендуется использовать OBD2-адаптер, который в народе часто называют компьютером. Адаптер имеет вид небольшого блока с разъемом, который подключается к диагностическому гнезду на приборной панели транспортного средства. Управление адаптером осуществляется по беспроводному каналу связи Wi-Fi или Bluetooth, а подключиться к нему можно с помощью смартфона или ноутбука.
Адаптер хорош тем, что с его помощью можно узнать внутренние ошибки автомобиля, что будет особенно критично в случае активации индикатора Check Engine.
Проверка температурного датчика с помощью ELM-327:
Вставьте адаптер ELM-327 в диагностический разъем на автомобиле, установите на смартфон программное обеспечение для работы с прибором, подключитесь к нему через телефон по беспроводному каналу Wi-Fi или Bluetooth.
Активируйте пункт меню “Ошибки ЭСУР” – через несколько секунд на экране появится перечень обнаруженных ошибок. Если проблемы именно с датчиком температуры, появится код Р0115, Р0117. Р0116 или Р0118.
Омметром
Протестировать ДТОЖ можно с помощью омметра, однако в данном случае придется выкрутить устройство из охлаждающем системы (инструкция по демонтажу рассмотрена выше). Для тестирования понадобится нормативные показатели по сопротивлению в зависимости от температуры окружающей среды – узнать их можно в магазине при покупке ДТОЖ, а также в любом сервисном центре по обслуживанию автомобилей.
Тестирование выполняется следующим образом:
Активируйте омметр, установите базовое значение приборе (например, 1 Ом), подключите провода от омметра к электрическим контактам на ДТОЖ.
Посмотрите на циферблат омметра – там появится число, отражающее уровень напряжения. Сравните его с нормативными показателями.
Для дополнительной диагностики коснитесь рукой конца термодатчика – если устройство работоспособно, то его уровень напряжения должен уменьшится.
Чтобы повысить точность тестов с омметром, можно использовать термометр. Для этого термочувствительный элемент прибора помещается в емкость с водой и термометром. После этого воду нагревают, а каждые 5 градусов нагрева смотрится показатель по сопротивлению. В результате составляется таблица эмпирических показателей по температуре, которая потом сравнивается с нормативными показателями. Если показания серьезно отличаются, то прибор сломан.
Испытание на работоспособность
Самый эффективный способ проверки – это диагностика с помощью диагностического оборудования, в простонародье – «автосканер». Это наиболее точный способ для выявления любых неисправностей автомобиля, и здесь есть 2 варианта – ехать на сервис либо приобрести сканер для личных нужд. На данный момент второй вариант будет наиболее предпочтительным, т.к. за короткий промежуток времени сэкономит вам много денег. На рынке очень большое количество диагностических приборов на любой вкус и цвет.
Если ваш бюджет ограничен либо вы просто не хотите тратить больших сумм на приобретение устройства, то можем порекомендовать вам адаптер Корейского производителя Scan Tool Pro Black Edition.
Если подобных устройств у вас нет, а ближайший сервис очень далеко, то есть и другой способ проверки, в домашних условиях.
Чтобы проверить термический датчик, его придется снять с автомобиля. Для этого выполните такие действия:
- Дайте двигателю остыть до 40—50 °С, чтобы при работе не обжечь руки. Частично или полностью слейте антифриз из системы охлаждения.
- Отключите аккумуляторную батарею от бортовой электросети, сняв «минусовый» провод.
- Отсоедините от термоэлемента колодку с проводами.
- Выкрутите деталь, пользуясь ключом подходящего размера.
Если прибор установлен в верхней точке системы, то опорожнять ее целиком необязательно, достаточно спустить в емкость третью часть жидкости. Сливать весь антифриз нужно в том случае, когда термоэлемент стоит в нижней части радиатора.
Для проведения испытаний вам понадобится:
- мультиметр или другой прибор, способный мерить сопротивление цепи;
- небольшая емкость для воды (можно обычный стакан);
- термометр со шкалой до 100 °С.
Если мультиметр показал определенное сопротивление, то погрузите термоэлемент в стакан с холодной водой и зафиксируйте показания. Затем доливайте горячую воду и следите за изменением сопротивления, оно должно уменьшаться. При отсутствии каких-либо изменений покупайте и устанавливайте новый температурный датчик.
Если испытания прошли успешно и приборчик меняет сопротивление при нагреве воды, то стоит проверить соединительные провода и почистить контакты. Подобные мелочи часто бывают причиной крупных неисправностей.
Источник
Какой ремонт может исправить ошибку P0213?
- Замена форсунки холодного пуска 1
- Устранение причины плохого электрического соединения в цепи управления форсункой холодного пуска 1
- Ремонт или замена электрических проводов
Дополнительные комментарии для устранения ошибки P0213
Форсунка холодного пуска является важным компонентом автомобиля, который позволяет ECM подавать топливо для обогащения топливовоздушной смеси, что необходимо при холодном запуске двигателя.
Для надлежащего диагностирования ошибки P0213 потребуется усовершенствованный сканер, который способен не только считывать сохраненные коды ошибок, но и просматривать данные относительно изменений напряжения и сопротивления форсунки холодного пуска 1 в режиме реального времени.
Преобразователь для указателя температуры ОЖ
Не так давно принесли вот такой указатель температуры охлаждающей жидкости:
… с просьбой подобрать подходящий датчик температуры к нему, поскольку штатный не работал должным образом, всегда показывая температуру более 140°С.
Указатель — реплика на Defi, довольно качественная. Стоит около 1500 рублей, оригинальный Defi от 5000 до 7000. Но речь не об этом.
Достаем индикатор, подаем 12-14 вольт и после приветственного двойного пробега стрелки по шкале, видим это:
В отсутствие датчика температуры, как и при превышении установленного порога, красный светодиод мигает синим. К указателю были приложены два цифровых датчика температуры DS18C20. Припаиваем один, и не видим разницы. Меняем на второй — то же самое. Тогда встанем осциллографом на вход указателя. Никакого «движения» на шине нет, значит, либо прибор неисправен, либо нужен аналоговый датчик, и скорее всего это должен быть NTC-терморезистор.
Теперь цепляем между входом и землей переменный резистор на мегаом и начинаем постепенно выводить сопротивление. Ближе к концу стрелка указателя сдвинулась с отметки 40°С, значит, наше предположение верно. Путем подбора резистора выясняем, что должен подойти терморезистор на 47 кОм при комнатной температуре. Но сначала разберемся с входом указателя.
Напряжение на входе подтянуто к 5.12 вольтам, и по мере его понижения указатель повышает свои показания. Цепляем переменник на 47 кОм, вольтметр и составляем табличку:
40°С — 4,30 В 50°С — 4,00 В 60°С — 3,65 В 70°С — 3,20 В 80°С — 2,80 В 90°С — 2,50 В 100°С — 2,10 В 110°С — 1,80 В 120°С — 1,50 В 130°С — 1,20 В 140°С — 0,80 В
Отлично, в магазе как раз есть терморезистор Epcos B57621-47k в корпусе 1206. Идем, покупаем, ставим и обламываемся — эта скотина нелинейна и врет как депутат на выборах =)) Придется корячить что-то другое.
Из линейного под руками оказался только термостабилитрон LM335, выдающий по 10мВ на градус Кельвина, т.е. начиная от абсолютного нуля. Но что делать с этим мы уже знаем благодаря статье Ди Хальта. Нас интересует диапазон 40-140 градусов, поэтому для получения адекватных показаний нужно из показаний термодатчика вычесть 3 вольта, умножить на три, а получившийся диапазон 0-5 вольт проинвертировать относительно его середины. Составим схему:
Графики напряжений выглядят так:
Фото урезано справа, там должно быть продолжение. Зеленый — выход термодатчика, желтый — вход инвертора, голубой — его выход.
На выходе 3.05 вольт, значит, в комнате около 32 градусов — на правду весьма похоже, ибо две батареи в комнате жарят неистово.
Указатель же рапортует о 43 градусах:
Подсовываем паяльник под термодатчик:
3.65 вольт, т.е. около 92 градусов. Датчик столько и показывает, после небольшой подстройки:
Обматываем получившийся девайс изолентой и подсоединяем к автомобилю:
Прячем этот калхоз в коробочку, коробочку прячем под обшивку (на всякий случай пишем на коробочке ее предназначение), провода причесываем и фиксируем стяжками:
Теперь вытаскиваем штатный термодатчик (им оказался 2 кОм-ный терморезистор, который, естественно, просаживал вход указателя в ноль), запихиваем свой, предварительно обмотав его ФУМ-лентой, и заливаем герметиком:
После высыхания последнего, вкручиваем датчик в положенное ему место:
Теперь запускаем и прогреваем двигатель — 82 градуса. Все получилось! =))
Схема не разу не идеальна, не достает по 0.6 вольта до краев диапазона, равенство напряжений не в точке 2.5 вольта, а 3 с копейками, но, тем не менее, все работает приемлемо.
- аналоговое,
- ОУ,
- схемотехника
- +6
- 09 февраля 2012, 18:47
- Melted_Metal
Комментарии ( 64 )
Кул. Добротный пример аналоговой схемотехники. +1.
А почему Вы не сделали преобразователь для родного 2КОм датчика?
Еще можно было извратиться с преобразователем DS18XXX/1-Wire -> напряжение.
- _YS_
- 09 февраля 2012, 19:20
- ↓
О том, что из себя представляет штатный датчик, я узнал только тогда, когда извлек его из латунной гильзы.
А МК я для такого преобразования еще не осилил.
- Melted_Metal
- 09 февраля 2012, 19:22
- ↑
- ↓
На самом деле преобразователь на МК для этой задачи есть извращенный эстетизм. Это я так, для полноты картины.
А так, в принципе, взять либу для 1-Wire, опрашивать датчик, а на выход поставить полевик, на затвор которого подавать фильтрованный ШИМ для изменения сопротивления.
Но, повторюсь, решение на аналоге тут более уместно.
- _YS_
- 09 февраля 2012, 19:26
- ↑
- ↓
Я бы оставил ШИМ нефильтрованым, пусть указатель сам разбирается, там же полюбому АЦП, МК и шаговик.
Указатель, кстати, предназначен для работы с контроллером, который собирает показания с датчиков и раздает их в преобразованном виде индикаторам.
Замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости на LADA
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – один из элементов системы управления двигателем. Его назначение — контролировать температуру жидкости в системе охлаждения. На основании этих данных блок управления двигателем корректирует состав топливно-воздушной смеси, частоту вращения коленвала, а также угол опережения зажигания.
На всех современных автомобилях ЛАДА (XRAY, Веста, Ларгус, Гранта, Калина, Приора или Нива 4х4) замена и проверка датчика температуры охлаждающей жидкости выполняются аналогично.
ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ДТОЖ
Датчик температуры охлаждающей жидкости влияет на запуск и работу двигателя. Вот некоторые симптомы, говорящие о том, что датчик может быть не исправен:
Lada Xray: устройство кондиционера
Обслуживание и ремонт ходовой части Lada Xray
Новый двигатель ВАЗ 21179 для Lada Xray
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости
Датчик температуры охлаждающей жидкости находится в корпусе термостата, на схема он под №14.
Чтобы поменять ДТОЖ своими руками следует:
- Слить охлаждающую жидкость (автоумельцы не сливают);
- Отсоединить разъем с проводами;
- Вывернуть датчик (ключ «на 19»).
Установка производиться в обратной последовательности. Для устранения течи замените медную шайбу или нанесите на резьбовую часть датчика термостойкий герметик.
Как проверить датчика температуры охлаждающей жидкости
После снятия датчика следует провести его визуальный осмотр на предмет повреждений или коррозии. Самый простой способ проверки ДТОЖ — заменить его на заведомо исправный.
- мультиметр (в режиме вольтметра, омметр с пределом измерений от 100 Ом до 10 кОм);
- термометр (с пределом измерений не менее 100 оС);
- термостойкая емкость объемом 0,5 л.
Порядок проверки цепи питания ДТОЖ:
- Перевести мультиметр в режим вольтметра;
- Снять колодку с проводами с датчика и включить зажигание;
- Подсоединить «минусовой» щуп мультиметра к «массе» двигателя, а другой к выводу №1 колодки;
- Напряжение на выводе должно быть не менее 12 В. Если напряжение нет или они меньше 12 В, значит, разряжен аккумулятор, неисправна цепь питания или ЭБУ.
Также советуем ознакомиться
Порядок проверки ДТОЖ:
- Перевести мультиметр в режим омметра;
- Подготовить емкость с горячей водой (около 100 оС);
- Подсоединить щупы мультиметра к выводам датчика и опустить его рабочую часть в воду;
- Измеряем сопротивление ДТОЖ по мере остывания воды.
Сопротивление датчика должно быть близким к данным, указанным в таблице:
Если ДТОЖ оказался исправным, возможно причина неисправности в плохом контакте разъема, обрыве проводки или неисправном ЭБУ.
Причины поломки датчика температуры ОЖ
Конструктивно датчик охлаждающей жидкости достаточно прост, и соответственно, выходит из строя редко. Обычно это происходит банально из-за его старости или механического повреждения. Например, коррозия контактов и металлических деталей корпуса может возникнуть из-за того, что вместо тосола или антифриза в систему охлаждения была залита обыкновенная вода (а тем более если эта вода «жесткая», то есть, с большим содержанием солей металлов). Также причинами выхода из строя этого устройства могут быть:
- Повреждение корпуса. Это может выражаться в различных аспектах. Зачастую при этом видны потеки охлаждающей жидкости, которая вытекает из резьбы датчика или его корпуса. Также при этом могут быть повреждены электрические контакты и/или непосредственно терморезистор, который будет выдавать некорректный сигнал.
- Окисление контактов. Иногда возникают ситуации, когда под воздействием испарений или просто от старости окисляются контакты на датчике, поэтому электрический сигнал не проходит через них.
- Повреждение «фишки». В некоторых случаях при механических повреждениях возможен выход из строя так называемой «фишки», то есть, группы контактов, которая подсоединяется к датчику температуры ОЖ. Проще говоря, перетираются провода у основании разъема. По статистике отзывов, найденных в интернете, это одна из самых распространенных неисправностей, которая случается с датчиком и соответствующей системой.
- Нарушение электрического контакта внутри датчика. В этом случае, к сожалению, ремонт вряд ли возможен, поскольку обычно его корпус запаян и не дает возможности доступа к внутренностям ДТОЖ. Соответственно, в этом случае датчик нужно только менять на новый.
- Нарушение изоляции проводов. В частности, речь идет о питающих и сигнальных проводах, которые идет на датчик от электронного блока управления и обратно. Изоляция может быть повреждена вследствие механического воздействия, перетирания или даже просто от старости, когда она «лущится» кусками. Особенно актуально это для тех машин, которые эксплуатируются в условиях большой влажности и резких перепадов температуры окружающего воздуха.
В случае, если существует возможность просто почистить корпус/резьбу/контакты датчика, то для восстановления его нормальной работы достаточно выполнить соответствующие мероприятия. Однако, если поврежден корпус, и/или выведен из строя внутренний терморезистор, то ремонт вряд ли возможен. В этом случае необходимо просто выполнить замену датчика на новый. Его цена невысока, а процесс замены несложный, и не займет много времени и усилий даже у начинающих автовладельцев.
Что это такое
Стандартный датчик охлаждающей жидкости – это устройство, которое используется для измерения антифриза, находящегося в двигателе внутреннего сгорания. Зафиксированные параметры датчика при помощи сигналов возвращаются в блок управления двигателем, который в свою очередь использует эти данные, чтобы отрегулировать нужное количество топлива и определенный угол зажигания.
В некоторых моделях автомобилей сигнализатор может применяться для переключения на элекровентиляционную систему охлаждения. Скажем, так работает датчик температуры автомобильной охлаждающей жидкости в ВАЗ-1117 (и номер 1119) Лада Калина, Лада Приора и Гранта, Ланос, Тойота Камри (Toyota).
Фото — температурный датчик
Предназначение устройства
Не следует путать датчик температуры с контроллером уровня теплоносителя. В то время как первый используется для определения температуры чиллера, второй используется для управления объемом расходного материала — хладагента. По показаниям датчика температуры блок управления распознает изменения температуры и передает данные о состоянии двигателя на бортовой компьютер. Контроллер определяет время прогрева двигателя, его перегрев и оптимальную рабочую температуру ДВС. Импульсы, посылаемые в модуль управления, определяют работоспособность системы управления двигателем внутреннего сгорания в целом.
Температура двигателя определяет такие нюансы, как
- расход топлива на 100 км;
- объем и качество газа;
- горение топливно-воздушной смеси;
- оптимальная работа редуктора.
За всеми этими факторами следит блок управления, который на основании полученной информации определяет оптимальный режим работы двигателя. Поэтому для автомобиля важна эффективность датчика температуры. Если устройство неисправно и передает ошибочные импульсы на модуль управления, это может привести к проблемам.
Как ДТОЖ влияет на работу ДВС?
В зависимости от параметров, подаваемых на управляющее устройство, модуль выполняет следующие функции:
- Обогащение топливовоздушной смеси или ее обеднение. Если контроллер обнаруживает, что температура слишком низкая, он начинает увеличивать продолжительность сигнала, подаваемого на форсунки, что обогащает топливную смесь. В соответствии с нормализацией температуры топливо постепенно истощается, что предотвращает возможный перерасход бензина и уменьшает объем выхлопных газов.В случае неисправности датчик может регулярно понижать температуру в двигателе, вызывая загрязнение топлива и повышенный расход топлива.
- Блок управления регулирует зажигание. Это может быть рано или поздно. Если температура повышается, контроллер регулирует угол опережения зажигания, чтобы уменьшить выбросы выхлопных газов.
- Воспламеняющие газы правильно рециркулируют во время прогрева благодаря индикатору зажигания. Клапан рециркуляции плотно закрывается после прогрева двигателя. Если двигатель машины еще холодный, рециркуляция вызовет колебания холостого хода, и двигатель случайно остановится.
- Блок управления использует дроссельную заслонку для продувки системы фильтрации, которая улавливает пары топлива. Для лучшего управления автомобилем воздух из угольного фильтрующего элемента удаляется только после полного прогрева двигателя.
- Блокировка гидротрансформатора трансмиссии при прогретом двигателе. Модуль управления не должен ограничивать работу машины, пока машина не прогрета.
- ЭБУ контролирует работу охлаждающего вентилятора устройства. По показаниям терморегулятора модуль включает и выключает вентиляторное устройство для правильного выбора температуры устройства. Если код неисправности выдает неправильные импульсы, двигатель может перегреться.
Как это устроено
Датчик температуры антифриза – естественная эволюция автомобильного термореле. В не получивших распространения системах K-Jetronic
, в которой впрыск был распределенным, термореле работало так контакт открылся – начался быстрый прогрев мотора, а если контакт закрылся – мотор продолжил функционировать при рабочей температуре.
Сегодня же основой подобного рода датчиков является полупроводниковый термистор, т.е. резистор, который имеет нелинейно зависящее от температуры сопротивлени
е. Решение более чем простое и надежное – в зависимости от сопротивления можно следить за температурой антифриза в режиме реально времени, непрерывно. Термисторы изготавливаются из кобальта или никеля. Материалы обладают одним очень важным свойством. Как только их температура возрастает, увеличивается также количество свободных электронов, что означает уменьшение сопротивления.
Различают 2 типа термисторов в зависимости от температурного коэффициента:
- С отрицательным коэффициентом . Когда двигатель холодный, максимальным является сопротивление. Как только на датчик подают напряжение в 5 Вольт, причем по мере работы и изменении сопротивления эта величина будет уменьшаться. При этом блок управления мотором регистрирует падение напряжения, тем самым определяя температуру залитой в систему ОЖ;
- С положительным коэффициентом . Работает датчик так же, но по мере роста температуры растет и сопротивление. Такими термисторами оборудованы автомобили марки Renault.
Большая часть автомобиль имеют датчики отрицательного коэффициента. Однако, отметим, что принципиальных различий между 2 типами нет. Если деталь изготовлена в соответствии со всеми стандартами, она всегда будет давать реальную информацию о температуре ОЖ. А когда датчик исправен, управляющая система может сделать следующее:
- Отрегулировать угол зажигания, выставив тем самым запаздывание или опережение зажигания. Если все выставлено правильно, автомобиль потребляет наименьшее количество горючего;
- Контролировать параметры топливно-воздушной смеси . В частности если датчик неисправен, блок управления останется без обратной связи и не сможет проконтролировать холостой ход;
- Обогатить бензин, если автомобиль оснащен системой впрыска. В качестве примера на холодном мотора форсункам передается более продолжительный импульс, что позволяет оптимизировать холостой ход и исключить колебания. По этой причине прогрев мотора не сопровождается тряской, лязгом и прочим. Обратный случай: на уже разогретом моторе смесь обедняется , что позволяет улучшить выхлоп, равно как и уменьшить расход.
Кроме того, у датчика много вторичных функций. Он помогает контролировать вращения коленвала, повышает обороты, когда мотор работает на холостом ходу, улучшает работу АКПП с гидротрансформатором.
Как проверить ДТОЖ
Проверка датчика мультиметром
Проверить датчик охлаждающей жидкости проще всего с помощью мультиметра. Перед тем как приступить к этому, следует учесть, что у разных автомобилей показатель сопротивления при низких и высоких температурах будет отличаться. Поэтому его нужно знать. Точный ответ даст мануал к транспортному средству.
Сама процедура проверки предельно проста. Датчик нужно выкрутить, мультиметр подсоединить к его контактам. Воду нагреть до определенной температуры, указанной в мануале (это нужно, чтобы было, с чем сверить), и опустить в нее устройство.
Если показатель не совпадет с тем, что указан в руководстве, значит – проблема в датчике. Если совпадет – значит, он исправен, и виновата электроника или термостат.
Горячий парень
Многие автопроизводители считают излишним информировать водителя о рабочей температуре двигателя. Чаще всего ограничиваются индикаторными лампами, вспыхивающими, когда мотор еще не прогрелся или когда уже перегрелся. Кому нужно больше информации (например, чтобы отследить выход термостата из строя и на ранней стадии заметить надвигающийся перегрев мотора), рекомендуем установить прибор, фиксирующий каждый градус рабочей температуры двигателя.
Прибор выглядит так же, как измеритель температуры за бортом, а датчик вставлен на термопасте в металлическую клемму. Правильнее измерять температуру самых горячих деталей двигателя — таковой является головка блока цилиндров. Находим на ней достаточно массивный прилив со стороны маховика (цилиндры, расположенные дальше от насоса системы охлаждения, греются сильнее). Сверлим в нем отверстие, нарезаем резьбу М3 и притягиваем датчик винтом прямо к головке блока цилиндров. Установленное устройство отслеживает температуру точнее, чем большинство штатных приборов автомобиля, у которых шкалы не отградуированы. Обладателям такого прибора — наш совет: не насилуйте мотор, пока температура головки блока не достигнет положительных значений. Обойдется такой «градусник» в 500–600 рублей.
Подключение к сигнализации
Обычно в руководстве на автомобильную сигнализацию приводятся указания о подключении всех датчиков, в том числе и температурного. К примеру, в системах TOMAHAWK и STARLINE один провод подключается к оранжево-серому проводу блока управления. В ALLIGATOR — к черно-зеленому. Другой конец всегда крепится к массе. Практически это равносильно подключению параллельно капотному датчику, что на практике чаще всего и делают.
От правильно выбранного места расположения дополнительного температурного датчика зависит корректная работа сигнализации с автозапуском. Изготовленный своими руками терморезистор обойдется в разы дешевле покупного изделия, а создатель почувствует гордость за результаты своего труда.
Подведем итоги
Теперь несколько слов о практической эксплуатации. Если датчик установлен правильно, тогда погрешность его показаний будет минимальной (не более 1 градуса по Цельсию). Наличие данного устройства в автомобиле позволяет постоянно следить за температурой двигателя и ОЖ.
При этом стоит отметить, что по индикатору можно также проверять работу термостата и заявленную температуру термостатирования. Если просто, например, термостат должен открываться при температуре 85 градусов.
Напоследок отметим, что наиболее ответственным моментом при установке можно считать монтаж самого датчика на двигателе. Устройство обязательно должно быть герметичным. Также повышенные требования выдвигаются и к надежности его крепления
Важно избежать даже малейших утечек антифриза из системы охлаждения, которые могут происходить именно в месте установки цифрового датчика температуры мотора
Устройство, принцип работы и расположение датчика температуры двигателя. Отличительные особенности различных по типу температурных датчиков ДВС.
Основные признаки, по которым можно самому определить проблемы с датчиком положения коленчатого вала ДПКВ. Причины сбоев, поломок, самостоятельная проверка.
Устройство датчика положения (датчик на основе эффекта Холла). Конструктивные особенности, назначение и принцип работы. Как самому проверить датчик на авто.
Назначение и особенности работы ДПРВ (датчик положения распредвала) на бензиновом и дизельном двигателе. Проверка и замена датчика своими руками.
Устройство, назначение и принцип работы датчика положения дроссельной заслонки. Виды ДПДЗ, распрстраненные неисправности и спсобы проверки датчика.
Датчики расхода воздуха: объемный и массовый воздухорасходомер. Устройство и принцип работы ДМРВ, замер количества поступающего в ДВС воздуха по его массе.
Переходник OBD2 для вывода температуры на магнитолу
Можно вывести температуру двигателя на экран штатной магнитолы Lada XRAY. Для этого потребуется активировать этот режим в магнитоле при помощи программы DDT4ALL, а также установить в разъем OBD-II специальной устройство.
Устройство состоит из:
- понижающий стабилизатор напряжения LM2576 LM2596S
- плата Arduino Atmega328P Pro mini 16МГц/5В
- два CAN ISP ретранслятора MCP2515
- плата для заливки скетчей Micro USB CP2102 USB 2.0 UART TTL
После этого нужно скомпилировать скетч и залить его в контроллер Arduino.
Более детально об этом устройстве на странице автора bayserg007 . Он же изготавливает его на заказ (цена 1900 рублей).
А какой способ больше подходит для вас? Напомним, на Lada XRAY на руле нет кнопок переключения треков (предыдущий, следующий), но их можно активировать при помощи специального устройства. Еще одна доработка, делающая эксплуатацию автомобиля более комфортной — эмулятор круиз-контроля.