Что делать, если попал в ДТП
Порядок действий при ДТП определен пп. 2.5, 2.6, 2.6.1 Правил дорожного движения. П. 2.5 ПДД обязывает водителя выполнить следующие действия:
- Остановить автомобиль; если он остановлен — не трогаться с места. Заглушить двигатель.
- Включить аварийную сигнализацию.
- Установить аварийный знак в 15 метрах позади машины, если ДТП произошло в населенном пункте, и 30 метров позади машины, если вне населенного пункта.
Участникам аварии запрещено передвигать автомобили и предметы, которые имеют отношение к аварии, например отколовшиеся части машины. Кроме того, водители должны быть внимательны и осторожны при перемещении по дороге. Если ДТП произошло за городом, необходимо надеть куртку (жилет) со светоотражающими полосами.
Что делать при ДТП с пострадавшими
Если в аварии пострадали люди, водитель, согласно п. 2.6 ПДД, должен:
- Оказать первую помощь пострадавшим, вызвать скорую помощь и сотрудников ДПС.
При наличии тяжелых травм у пострадавших, медицинскую помощь могут оказывать только квалифицированные врачи. Не имея соответствующей квалификации, пострадавших лучше всего вообще не трогать во избежание причинения дополнительного вреда здоровью.
- При необходимости оказания медицинской помощи в лечебном учреждении отправить пострадавшего на попутном автомобиле, а если это невозможно, доставить его на своем. В медучреждении требуется сообщить свою фамилию и номер машины, а также предъявить паспорт либо водительское удостоверение. Затем следует вернуться на место ДТП.
- Записать фамилии, адреса свидетелей ДТП и дождаться прибытия полиции.
- Освободить проезжую часть, если проезд других автомобилей невозможен. До этого нужно зафиксировать на фото или видеокамеру расположение машин относительно друг друга и дорожных знаков, разметки, ближайших зданий и т. д.
Что делать после ДТП без пострадавших
В этой ситуации требуется соблюдать требования п. 2.6.1 ПДД:
- Освободить дорогу, если создаются помехи другим машинам. До этого нужно при помощи фото- или видеофиксации запечатлеть столкнувшиеся машины и их положение относительно знаков и других стационарных предметов, следы и другие объекты, имеющие отношения к аварии, а также повреждения машин.
- Совместно с другими участниками аварии определить, требуется ли вызвать полицию либо ДТП можно оформить при помощи европротокола.
Документы, оформляемые при ДТП
На месте столкновения при помощи всех участников аварии устанавливается место столкновения (если один указывает на одно место, другой — на другое, то фиксируются обе указанные точки), производятся необходимые замеры, фиксируются внешние повреждения транспортных средств и рисуется черновик (черновая схема ДТП), на которой должны расписаться все участники аварии и очевидцы, но, как правило, инспекторы ДПС ограничиваются собственноручной схемой без каких-либо подписей, после чего (при отсутствии у участников столкновении по
состоянию здоровья друг к другу на предмет признаков опьянения) у водителей изымаются водительские удостоверения и им предлагается проехать для оформления ДТП в подразделение ГИБДД.
В подразделении ГИБДД при отсутствии пострадавших у всех участников аварии берутся объяснения, оформляется схема ДТП, выдаются справки с описанием механических повреждений транспортных средств.
Примечание:
В случае ДТП, не повлекшего тяжелых последствий (нет пострадавших), инспектор ДПС составляет протокол об административном правонарушении, если виновность инспектором установлена и не вызывает сомнений.
Копия протокола об административной ответственности вручается немедленно после его составления под расписку лицу, совершившему административное правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе. При оформлении нарушения правил, повлекшего причинение телесных повреждений, составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия, схема происшествия на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе, протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта, справка по дорожно-транспортному происшествию.
Все перечисленные выше документы (за исключением объяснений других участников и очевидцев ДТП) оформляются в присутствии водителей и понятых. Водители вправе делать свои замечания, указывать на важные, с их точки зрения, обстоятельства и требовать занесения того и другого в документы.
Все графы и разделы в первичных документах должны быть заполнены.
На этой стадии, как правило, особых затруднений не бывает, так как инспекторы ДПС действуют в соответствии с хорошо отработанными правилами, а участники столкновения находятся в шоковом состоянии от увиденного и услышанного и не предпринимают каких-либо действий, направленных на воспрепятствование установлению истины по ДТП.
4. Порядок рассмотрения материалов ДТП
Если ДТП не повлекло причинение тяжких или средних телесных повреждений, гибели людей, материалы направляются в группу разбора ГИБДД, где после дополнительной проверки принимается решение о виновности в ДТП и привлечении виновного к административной ответственности (если ранее не был оформлен протокол о нарушении Правил дорожного движения).
Рассмотрение материалов об административном правонарушении должно быть проведено в 15-дневный срок со дня получения его органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело.
Как правило, этот срок нарушается и постановление о привлечении лица к административной ответственности выносится через 15 — 20 дней с момента ДТП.
По окончании рассмотрения административного материала не забудьте:
-
ознакомиться со всем материалом (объяснения, заключения и т.п.);
-
получить справку о ДТП;
-
получить постановление о признании виновным в ДТП одного из его участников.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 дней со дня вручения вам копии постановления в вышестоящий орган или суд. Рекомендую
обращаться с жалобой только в суд.
Самое главное при подаче жалобы — если Вы не согласны с постановлением — ни в коем случае не оплачивайте штраф, так как только в этом случае имеются шансы на отмену постановления. Позиция суда логична — если человек не согласен с возложенным на него взысканием, то зачем он исполнял это взыскание, т.е. оплачивал штраф. Если кого-то пугает срок действия временного разрешения, знайте, что в любом подразделении ГИБДД на всей территории РФ вам обязаны продлевать его (а в том, где находится материалы — до вынесения решения).
При наступлении последствий, подпадающих под действие ст. 264 Уголовного кодекса РФ, в течение 10 дней по материалу выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела либо материал направляется по подследственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Статья написана и размещена 04 апреля 2011 года. Дополнена — 11.11.2012, 05.10.2014, 19.03.2015, 02.10.2015, 19.10.2017
ВНИМАНИЕ!
Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.
Если автомобиль упал в водоем
Автомобиль некоторое время будет находиться на поверхности воды, поэтому следует использовать время по – максимуму. Не паникуйте. Именно паника может спровоцировать лишние и ненужные действия. Выбираться из тонущего транспортного средства следует через окна.
Если вы попытаетесь открыть двери, то машина затонет гораздо быстрее. Даже если вам не удалось покинуть салон, пока машина была на плаву, не стоит прекращать попыток спастись. Включите фары. Они осветит вам путь на поверхность. Кроме того, впоследствии это поможет вам отыскать свой автомобиль для поднятия из воды.
Дождитесь, пока салон наполнится водой наполовину, отталкивайтесь от корпуса и резко всплывайте. Не забудьте взять с собой важные документы. Даже, если машина полностью опустится на дно, но окна и двери будут закрыты, воздуха вам хватит на несколько минут.
Выбравшись на берег, вызовите в скорую службу. В экстремальных ситуациях человек не может адекватно оценить свое самочувствие, поэтому осмотр у специалистов обязателен.
Какие выдаются документы при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД
Любое происшествие нуждается в составлении определенного набора материалов. От их содержания зависит способ дальнейшего отстаивания водителем своих прав. Разберемся с тем, что же должно фиксировать дорожную аварию.
Что должно быть указано в справке о ДТП
Сейчас этот документ уже не заполняется. Связано это с тем, что в 2017 году, а точнее 20 октября в действие вступил обновленный административный регламент, которым руководствуются сотрудники ГИБДД. По нему составление справки по дорожной аварии отменено.
Чтобы уладить вопросы со страховой компанией достаточно предоставить упомянутое выше извещение, прилагаемое к страховому полису. Его можно заполнить и до приезда полицейского экипажа.
Некоторые страховые компании предусматривают в своем документообороте получение памятки в отношении заполнения уведомления о случае на дороге. Ее следует внимательно изучить, поскольку ошибки в бланке могут затруднить получение возмещения.
Схема дорожного происшествия
Она отображает в графическом виде картину дорожного события. Если водители не подпадают под европротокол, схему чертит сотрудник ГИБДД. На ней отображаются положение транспортных средств в момент аварии, наличие дорожных знаков, светофоров, разметки проезжей части.
К схеме можно приложить фотографии с места события. Чем их больше, тем лучше.
Рисунок должен отображать ширину дороги и другие особенности. После его подготовки, на нем свои подписи ставят все участники ДТП. Стоит также отметить, что исправления, зачеркивания в схеме не допускаются. В противном случае это будет дополнительным основанием для оспаривания постановления о штрафе.
Единых нормативов по составлению схемы о ДТП законодательство на сегодняшний день не содержит. Поэтому следует четко проследить за тем, чтобы чертежи были максимально объективными.
Протокол
Он необходим для того, чтобы зафиксировать факт дорожного происшествия. В самом протоколе не идете речи о размере штрафа или лишении водительских прав.
Если нарушение запечатлено в автоматическом режиме дорожной камерой, админпротокол не выписывается. Водителю сразу приходит почтой постановление о штрафе. При оплате в течение 20 дней с момента совершения правонарушения, размер штрафа уменьшается на 50%.
Сам протокол об административном правонарушении должен иметь несколько обязательных реквизитов. В их число входит.
- Дата, место составления документа.
- Указание инициалов, должности работника ГИБДД, составившего документ.
- Информация по водителю.
- Обстоятельства совершения ДТП (место, время, данные об автомобилях).
- Ссылки на пункты правил дорожного движения и нормы КоАП, которые были нарушены.
У сидевшего за рулем есть право как подписать протокол, так и отказаться от этого шага. К нему гражданин может приобщить свои пояснения. Это же могут сделать свидетели дорожной аварии.
Квитанция
Она выписывается, если назначается штраф. В квитанции содержатся необходимые реквизиты для осуществления платежа. Внести деньги по указанному счету можно через учреждение банка, в режиме онлайн.
Например, заплатить сумму штрафа можно с помощью платежных терминалов Сбербанка. Подойдет и электронный кабинет. Даже существует вариант погашения санкций с помощью мобильного телефона.
Как правильно себя вести при ДТП
Формально обязанности водителя при ДТП прописаны в пунктах 2.5 и 2.6 ПДД, однако психологическое состояние многих водителей не всегда позволяет быстро и чётко выполнить требования документа.
Часть водителей (особенно неопытных), оказавшись в ДТП, испытывают шок, переходящий в состояние апатии. Такие водители не предпринимают действий, предусмотренных ПДД, не участвуют в сборе информации до прибытия представителей ГИБДД, фактически не участвуют в составлении протокола.
Желательно как можно скорее вызвать на место аварии близкого или знакомого человека, адекватно воспринимающего обстановку, способного успокоить и привести в чувство участника ДТП.
К другой группе автовладельцев можно отнести людей, адекватно реагирующих на возникшую ситуацию, но по складу характера стеснительных. Такие люди, как правило, не решаются высказать и записать свои (зачастую важные) замечания сотрудникам ГИБДД и другим участникам ДТП, обратиться за помощью к окружающим для получения свидетельских показаний.
Очень важно преодолеть стеснительность и нерешительность, ведь эти качества становятся помехой в установлении истины и препятствием в справедливом разбирательстве случившегося. Иногда водители, шокированные произошедшим, или по недомыслию пытаются немедленно после аварии «улучшить» своё положение за счет изменения расположения своего автомобиля или сокрытия последствий ДТП: убирают осколки стекол, фар и фонарей, отлетевших и разбитых деталей бампера, ходовой системы и других
Неразумность такого поведения очевидна: всегда может найтись свидетель подобных действий (как минимум другой участник происшествия), да и для опытных экспертов установить непродуманное искажение реальной картины не составит труда
Иногда водители, шокированные произошедшим, или по недомыслию пытаются немедленно после аварии «улучшить» своё положение за счет изменения расположения своего автомобиля или сокрытия последствий ДТП: убирают осколки стекол, фар и фонарей, отлетевших и разбитых деталей бампера, ходовой системы и других. Неразумность такого поведения очевидна: всегда может найтись свидетель подобных действий (как минимум другой участник происшествия), да и для опытных экспертов установить непродуманное искажение реальной картины не составит труда.
Страх перед возможной ответственностью побуждает некоторых водителей к совсем уже необдуманным действиям: попытке скрыться с места происшествия на автомобиле, участвовавшем в ДТП, или без него. Мало того, что такие действия могут быть зафиксированы свидетелями, так они ещё и повлекут дополнительную ответственность, как правило, уголовную.
КАК ВЫЖИТЬ В ДТП ПАССАЖИРАМ
Статистика дорожно-транспортных происшествий каждый год поражает числом погибших и тяжело травмированных участников дорожного движения. Эта причина гибели людей по частоте стоит на втором месте после сердечно-сосудистых заболеваний, и ежегодно забирает жизни десятков тысяч водителей, пешеходов и пассажиров. Тем более опасны аварии тем, что автомобили давно стали для большинства людей совершенно привычным явлением, которое не воспринимается как угроза. В то же время именно машины бывают смертельно опасны благодаря своей скорости и мощи.
С начала года в Брянске уже пострадало 30 пассажиров транспортных средств.
Сегодня хотелось бы рассмотреть базовые правила поведения пассажира, которые пояснят, как спастись в ДТП.
Конечно, в отличии от водителя, возможности пассажира ограничены. Могут сложиться ситуация, когда выживание в автокатастрофе просто невозможно. Однако специалисты настаивают: даже простые рекомендации о том, как группироваться и как контролировать себя за секунду до аварии могут спасти жизнь и/или избежать тяжелых травм.
Как снизить риск ДТП и как быть к нему готовым?
1. Пристегнутый ремень безопасности — самое базовое правило безопасности для всех, которое большинство водителей и пассажиров продолжают беспечно игнорировать. В то же время такой простой механизм погашает инерцию тела человека, и спасает от удара. Ведь именно травмы, полученные от столкновения с приборной доской и рулем чаще других оказываются смертельными. Кроме того, при перевороте машины ремень безопасности почти всегда спасает от переломов, травм головы и повреждения позвоночника.
2. Самое безопасное место в автомобиле — за креслом водителя. Чуть менее безопасна, по статистике, правая сторону заднего ряда сидений. Водитель автоматически попадает в зону повышенного риска при ДТП. И, наконец, самое опасное место в машине — это переднее кресло пассажира.
3. Потеря координации водителя от усталости, алкоголя или из-за кратковременного сна — причина едва ли не самые страшных и жестоких автокатастроф. Во время долгой дороги старайтесь постоянно говорить с тем, кто находится за рулем, следить за его состоянием, не допускать к управлению машиной лиц даже с минимальным содержанием алкоголя в крови, людей в угнетенном эмоциональном состоянии, изнеможденных физически.
Что делать, если ДТП неизбежно?
1. Лобовой удар — самая распространенная модель аварий. Для того, чтобы спастись в аварии «лоб-в-лоб» или при столкновении с неподвижной преградой, следует, насколько хватает сил, упереться руками и ногами в плоскости перед собой, пол, панель управления. Голову обязательно нужно втянуть в плечи, подбородок — прижать к груди. На заднем сиденье можно также упереться плечом в спинку переднего сиденья.
2. Удар сзади чаще других ДТП приводит к смертельным или инвалидизирующим переломам шейных позвонков. В таких случаях хорошо отрегулированные подголовники буквально спасают жизнь. Если же их нет, то наезд сзади можно ощутить меньше, если быстро сползти ниже, и упереться затылком в спинку сиденья.
3. Удар сбоку бывает очень травматичен даже при небольшой его силе, так как импульс не амортизируется деформацией капота или багажника. Упритесь ногами в пол, а голову защищайте руками, максимально втянув ее в плечи. На заднем сиденье можно схватиться за спинку переднего.
4. Опрокидывание автомобиля требует защиты головы и шеи. На заднем сиденье, например, целесообразно перевернуться в горизонтальное положение и изо всех сил схватиться за спинку переднего кресла.
5. Затопление машины — это, чаще всего, испытание для ловкости и выдержки водителя и пассажиров
В то время, когда автомобиль еще не под водой, критически важно открывать все окна и двери, и максимально быстро выбираться наружу. Если же транспортное средство уже ушло под воду, и давление воды не дает открыть двери, важно проявить спокойствие, и дождаться, пока в салоне почти не окажется воздуха
Только тогда у пострадавших появиться возможность, глубоко вдохнув, открыть двери или окна, и осуществить всплытие.
Что нужно делать при ДТП
После столкновения с другим автомобилем водитель может растеряться и совершенно забыть, что нужно делать. Кроме того, шок сменяется апатией, что мешает участвовать в дальнейшем сборе информации, вызове скорой помощи или сотрудников полиции.
Действия при ДТП делят на два этапа, рассматриваемых далее.
До приезда сотрудников ГИБДД
Необходимо убедиться, что со всеми участниками происшествия все в порядке, пострадавшие отсутствуют, скорая помощь никому не требуется. Если есть пострадавшие, нужно в первую очередь вызвать медиков, а затем уже сотрудников полиции.
Согласно ПДД, водитель, причастный к ДТП, должен включить «аварийку» и выставить знак, свидетельствующий об аварийной остановке. Во время ожидания надо оповестить страховую, ГИБДД или скорую помощь. При этом нельзя трогать или перемещать предметы, связанные с дорожно-транспортным происшествием, перемещать автомобили и выполнять прочие мероприятия, препятствующие зарисовке схемы. Переместить автомобили можно лишь в том случае, когда они затрудняют проезд. Но нужно обязательно сделать фотографии расположения, записать контакты свидетелей или очевидцев.
Водителю запрещается покидать место ДТП без веской на то причины. В противном случае это ведет к лишению права управления транспортным средством сроком на год.
После приезда полиции
Прибывшие сотрудники должны обойти место происшествия, определить участников, свидетелей и оказать помощь пострадавшим. Затем следует процесс оформления протокола и схемы. Опрос участников происходит раздельно.
Здесь нужно придерживаться рекомендаций:
- Не вступать в перепалки с виновником ДТП. Сотрудники ГИБДД справедливо и по закону рассудят, кто прав, а кто виноват. Несогласные смогут обжаловать все в суде.
- Излагать мысли четко и понятно. Подробно рассказать, как все произошло.
- Если сотрудник полиции упускает из вида важные детали, их можно отметить в протоколе.
- Позвонить в свою страховую компанию. Сотрудники страховой проконсультируют по поводу случившегося.
Сотрудников полиции необязательно вызывать при совершении ДТП. Следует учитывать ряд условий:
- отсутствие пострадавших и раненых;
- нет претензий у участников ДТП или один из них признал вину;
- ущерб меньше 400 тысяч рублей.
При таких условиях автовладельцы могут оформить ДТП самостоятельно.
Самостоятельное оформление ДТП (европротокол)
Новые правила оформления ДТП в 2019 году позволяют не вызывать сотрудников полиции, если нет погибших. В этом случае стороны по обоюдному согласию самостоятельно заполняют европротокол. Это специальное извещение, предусмотренное в рамках страхования ОСАГО. Обязательным условием его использования является незначительный ущерб, который был нанесен другой стороне и наличие не больше 2-х участников. Если ДТП без пострадавших, в 2019 году порядок действий водителя следующий:
- Полная остановка после столкновения, осмотр места происшествия.
- Зафиксировать произошедшее на фото или видео: для этого можно использовать камеру мобильного телефона.
- Оформить извещение о случившемся самостоятельно, последовательно внеся все данные.
- Отметить нанесенный ущерб и отсутствие необходимости вызова полиции, в виде согласия сторон на компенсацию вреда.
После всех действий транспорт можно убирать с трассы, что позволяет не создавать заторы на дороге из-за незначительных столкновений, в которых нет пострадавших. Если оригинального бланка нет, заполнять протокол по еврообразцу придется в двух экземплярах.
Если при ДТП есть пострадавшие
Порядок действий при ДТП, в которых есть жертвы, будет совсем другим. В этой ситуации оформление европротокола недопустимо, и в обязательном порядке вызываются сотрудники полиции. Категорически запрещено уезжать с места, так как это приведет к ужесточению наказания. Что делать участникам такой аварии:
- Остановить транспорт и включить аварийную сигнализацию.
- Выйти из машины и узнать, есть ли травмированные пассажиры или второй водитель.
- Не менять положение предметов, имеющих отношение к ДТП.
- Не пытаться скрыться с места или отъезжать на обочину до момента фотофиксации.
- Вызвать скорую и постараться оказать первую медицинскую помощь.
- Оповестить Госавтоинспекцию о том, что случился наезд на пешехода или столкновение.
По прибытии на место аварии, сотрудники полиции фиксируют информацию обо всех участниках происшествия, предварительно устанавливают виновника. Далеко не всегда это тот, кто врезался, так как бывают бесконтактные ДТП, когда другое авто подрезало на вороте или перекрестке. Инспектора также ищут очевидцев, опрашивают их, собирают контакты.
Порядок действий без ГИБДД
Если ваша ситуация подходит под условия, которые предусмотрены для самостоятельного оформления происшествия, вы должны действовать в следующей последовательности:
- При столкновении с другим транспортным средством необходимо остановиться, заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить аварийный знак. При его установке надо соблюдать правила. В населенном пункте он должен быть установлен не ближе 15 м, а за его территорией не ближе 30 м.
- Выяснить у своих попутчиков, а также у пассажиров другой машины, нужна ли кому-нибудь медицинская помощь.
- Если никто не пострадал, то продолжаем действовать по данной инструкции.
- Зафиксируйте на фото и видео расположение автомобилей. Обязательно снимайте так, чтобы было понятно, кто в каком направлении двигался, куда пришелся удар при столкновении. Также заснимите дорожную разметку, знаки, месторасположение автомобилей на дороге. Заснимите окружающие дома, чтобы было понятно, относительно чего вы расположены на дороге.
- Далее автомобили необходимо убрать с дороги, чтобы не создавать помех другим водителям.
- После этого вы должны заполнить извещение о происшествии вместе с другим водителем. По-другому оно называется европротоколом. По своей сути это стандартный бланк извещения страховой компании. Для двух водителей потребуется один экземпляр, состоящий из 2 бланков и инструкции.
- При отсутствии европротокола надо составить на обычном листе схему ДТП, а также написать объяснительные от каждого водителя по поводу произошедшего. Впоследствии придется все равно заполнить извещение о ДТП, чтобы получить страховое возмещение.
- Если во время заполнения извещения между водителями возникли споры по поводу виновности одного из них, либо по поводу иных обстоятельств, на место происшествия придется вызвать сотрудников ГИБДД.
- После заполнения извещения участники происшествия могут разъехаться.
Помните, что заполнять извещение о происшествии нужно только в тех случаях, если один участник собирается обращаться за компенсацией к страховщику. В противном случае данный документ не понадобится. Если стороны смогли договориться и уладить конфликт на месте, то извещение не потребуется. Но лучше оформить письменный документ о том, что никто из водителей не имеет претензий к другому. Он может понадобиться для того, чтобы потом другой участник не смог обвинить вас в том, что вы покинули место происшествия.