Классификация
Она имеется в ГОСТе 16553-88. По документу, в зависимости от конструкции машины существуют двух типов:
- краны-штабелеры электрические мостовые, которые бывают для нормальных по размеру и удлиненных грузов, управляемые с пола, из кабины;
- стеллажные автоматические (складской робот), в т. ч. для больших по длине грузов.
Стеллажные
Такой вид механизмов способен выполнять работы, перемещаясь только по проему между стеллажами. Они передвигаются по путям, построенным из рельсов, управляются:
- из кабины;
- дистанционно.
Кран-штабелер стеллажный способен укладывать и манипулировать грузами только на 2 стеллажах, между которыми он установлен. Чаще используется в автоматизированных системах управления складскими работами.
Мостовые
Механизмы имеют колонну, прикрепленную к поворотной площадке, опирающуюся на тележку, которая перемещается по мосту. Последний опирается и двигается по опорным путям, построенным по стенам склада, колоннам, установленным между стеллажами.
Агрегат мостового типа имеет повышенную мобильность в сравнении со стеллажным. Способен:
- перемещать груз по стеллажам, находящимся на складе в разных местах;
- проводить укладку грузов;
- выполнять манипуляции с уложенными на поддон грузами: переносить с места на место, переворачивать, опорожнять тару.
Для выполнения разных технологических операций мостовой кран-штабелер оснащается различными видами захватов.
Обслуживание, ремонт и модернизация
Ремонт мостовых кранов требуется не часто, ведь конструкция имеет большой срок службы. Намного чаще нужно устранить мелкие неполадки, отрегулировать работу устройства. Перед началом смены машинист обязан проверить состояние крана.
Диагностика мостового крана, как и текущий ремонт, должны быть выполнены специалистами. Они занимаются следующим перечнем работ:
- техническое обслуживание;
- диагностика механического отдела;
- осмотр дополнительного оборудования;
- замена изношенных устройств;
- проверка подшипников;
- регулировка узлов.
Мелкие неполадки можно устранить на предприятии, а крупные поломки требуют разбора конструкции. Если есть необходимость, специалистами может быть выполнена модернизация устройств. Работа осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа.
Специалистами может быть заменена крюковая подвеска или кабельная подвеска, проверены приборы и устройства безопасности, осмотрено подвешенное оборудование.
Ремонтные работы бывают следующих видов:
- плановые;
- капитальный ремонт;
- аварийный.
Плановый выполняют с целью профилактики поломок. В ходе работы мастер выполняет диагностику неисправностей, смазывает механизмы, осуществляет регулировку узлов. Проводится техническое освидетельствование мостового крана.
Капремонт включает в себя широкий перечень работ. Он необходим кранам, срок службы которых уже истек. Аварийный ремонт нужен, когда устройство вышло из строя. Мастер определяет неисправность и устраняет ее в кратчайшие сроки.
Электрическая схема
Электрическая схема мостового крана зависит от модели устройства, но можно выделить следующие основные моменты, на которые обращают внимание:
- Составляя схему, специалист должен учитывать варианты защиты системы от перепада напряжения.
- Кран защищают от перегрузок. Должны быть предусмотрены механизмы экстренного торможения и остановки двигателя.
Электросхема требуется для того, чтобы выполнить ремонт электрооборудования. Она состоит из спецсимволов, которые характеризуют узлы. Прямоугольниками отображают подвижные контакты, закрашенные кружки обозначают неподвижные элементы. Развертки означают барабанные контроллеры. Их положение задают линии, идущие параллельно. Сверху их подписывают цифрами.
Среди кранов мостового типа различают краны с ручным и электрическим приводом механизмов подъема и передвижения. Последние наиболее часто используются на крупных предприятиях, поскольку позволяют обслуживать цеха и склады с большим грузопотоком.
Мостовые краны с электрическим приводом имеют очень большой диапазон нагрузок, поэтому и мощность электропривода может колебаться в достаточно широком интервале – от нескольких сотен ватт до 1000 кВт и более. Крановое электрооборудование должно быть рассчитано на особые условия эксплуатации: циклический повторно-кратковременный режим работы с числом включений/выключений, достигающим 500-600 в час, постоянные перегрузки при разгоне и торможении механизмов, широкий диапазон регулирования скорости.
Электрооборудование мостового крана разделяют на основное, обеспечивающее передвижение моста и грузовой тележки и подъем/опускание груза, и вспомогательное, выполняющее различные дополнительные функции, не связанные напрямую с основной работой крана.
Наиболее широкое распространение получил комбинированный способ подвода питания к электрооборудованию крана: вдоль кранового пути пролагают троллейную линию, а подвод тока к двигателям грузовой тележки осуществляют с помощью подвешенной на мосту гирлянды. В некоторых случаях (например, во взрывоопасных цехах) подвод тока посредством гибкого кабеля применяется и для грузовой тележки, и для моста.
Электрооборудование крана должно обеспечивать безаварийную, надежную работу всех механизмов техники в любых условиях и в широком диапазоне нагрузок.
Выход кранового электрооборудования из строя неизбежно приводит к остановке крана, т.е. к простою дорогого оборудования и обслуживающих его квалифицированных рабочих.
Применение[ | ]
Данная техника предназначена в основном для подъёма и спуска груза. Вилы подъёмника предназначены для различных типов поддонов. Существуют модели с регулируемым расстоянием между вилами.
Штабелёр — незаменимый на складе механизм для поднятия/опускания грузов на подвижных вилах и перемещения их на небольшие расстояния. При относительно небольшой цене штабелёры способны обеспечивать значительные объёмы перемещаемых грузов и очень функциональны, а также не требуют специального обучения и лицензии[источник не указан 2391 день
Там, где складские помещения используются по вертикали, но предприятие ограничено по бюджету, особенно часто используются небольшие гидравлические штабелёры. Они облегчают работу с поддонами на маленьких складах и в небольших магазинах. Значительно более производительны полностью электрические штабелёры — электроштабелёры. Если же штабелёр является самоходным (со специально оборудованным местом оператора), то его скорость возрастает до 8—10 км/ч. Такие штабелёры имеют большую высоту подъёма груза (до 4—6 метров) и могут работать до двух рабочих смен без подзарядки. Высотные штабелёры обладают способностью поднимать грузы на высоту до 12 метров, при весьма небольшом расстоянии между стеллажами — до 2,6 метров. Высотные штабелёры обладают высокой грузоподъёмностью — до 2,5 тонн, а также высокой скоростью движения — до 10 км/ч.
Штабелёры являются необходимым оборудованием для любого склада, где груз хранится на поддонах. В настоящее время на рынке грузоподъёмного оборудования представлено множество типов и моделей складской техники: ручные гидравлические штабелёры, самоходные ведомые штабелёры, электроштабелёры, ричтраки. Каждый тип грузоподъёмной складской техники предназначен для определённых условий работы. Использование штабелера на складе возможно только при условии высокого качества полов.
Штабелёры используются для выполнения внутрискладских работ по транспортировке и штабелированию грузовых поддонов. Все типы штабелёров можно разделить на три группы: ручные гидравлические штабелёры; самоходные ведомые штабелёры; электроштабелёры.
Основными параметрами учитываемыми при выборе штабелеров являются:
- Радиус разворота (Wa) влияет на ширину рабочего прохода, в котором должна работать техника.
- Ширина рабочего прохода (AST). Параметр указывается с учётом работы с поддоном 800*1200 вдоль вил, либо с поддоном 1000×1200 поперек вил. Определяет минимальное пространство, необходимое для работы и оперирования грузом. Измеряется в мм. То есть при AST = 3000 mm техника может работать при ширине прохода от 3 метров и более, хотя Wa может быть и 2000 мм.
- Остаточная грузоподъемность — ввиду особенностей конструкции с высотой подъёма мачты падает грузоподъемность штабелера. Поэтому обычно при выборе штабелера ориентируются на максимальный вес груза на максимальной высоте.
- Тип и ёмкость АКБ — бывают двух основных видов: щелочные (в настоящее время практически не используются) и кислотные. Кислотные, в свою очередь, делятся на стартерные (как в легковых автомобилях) и тяговые (от 100 Ah). Ёмкость АКБ влияет на время работы — больше ёмкость, дольше работает техника; и на остаточную грузоподъемность (при прочих равных от более мощной АКБ помпа может создать большее рабочее давление в системе гидравлики подъёма).
Кроме этого, в различных ситуациях важными параметрами могут являться: строительная высота штабелера (высота «на свету»), ширина каретки (под европоддон или промышленный поддон), скорость вертикального подъёма, горизонтальная скорость, способ замены батарей и т. д.
Разновидности
Краны-штабелёры производятся двух типов:
- мостового;
- стеллажного.
Чем отличаются устройства друг от друга? Мостовой кран оснащён колонной, прикреплённой к тележке и перемещающейся балке. Он отличается мобильностью и оперативностью работы. Основной его задачей является распределение грузов по стеллажам, товаров на полках, находящихся в одном помещении. Функциональность крана-штабелёра довольно широка. В зависимости от условий эксплуатации, устройство оснащается различными типами грузозахватных механизмов. Оно способно выполнять разнообразные манипуляции: переворачивание, опорожнение ёмкостей (при работе с сыпучими и жидкими веществами), перемещение.
Краны второго типа предназначены для использования исключительно между двумя стеллажными конструкциями. Перемещение осуществляется по специальным рельсовым направляющим. Управление выполняется из кабины оператора или пультом. Приборы размещаются на постах в некоторой удалённости от оборудования. В чём заключается главное отличие двух видов штабелёров? В устройстве мостового типа колонна прикреплена к тележке, а перемещается он не по мосту (несмотря на название), а по крановым путям. Стеллажный же оснащён опорой и может работать только при условии установки между двумя складскими конструкциями. Основным назначением первого является перемещение груза в пределах помещения, а второго – автоматизация размещения на полках. Кран-балка-штабелер позволяет сэкономить место на полках и добиться максимальной наполненности конструкций для хранения товара.
Каждая единица грузоподъёмного оборудования обязательно должна быть оснащена следующими приборами и устройствами безопасности:
- ловителями кабины (в случае наличия элемента с вертикальною осью перемещения);
- аварийным тормозом;
- механическим ограничителем скорости подъема;
- предохранительными опорами тележки;
- электроблокировками;
- аварийным выключателем;
- устройством контроля натяжения троса;
- прибором определения занятости оператора (является обязательным, если она оборудована кабиной полуоткрытого типа);
- кнопкой «стоп».
Дополнительно кран может также оснащаться ремнями безопасности в кабине машиниста и другими устройствами аналогичного назначения. Такие элементы нужны для предохранения оборудования от перегрузок, обеспечения эффективности работы. Но главное их предназначение – безопасность оператора и работников, находящихся в помещении, где используется кран-штабелер. Если используется сразу нескольких аппаратов управления, требуется наличие прибора, блокирующего эксплуатацию других. Это необходимо для осуществления управления только с одного поста.
Особенности кранов мостового типа
Кран мостового типа обязательно должен иметь несущую конструкцию, механизм для поднятия груза, а так же крюк, которым цепляют за груз и поднимают.
Крановый мост представляет собой две балки, которые прикреплены к основной. Балки представляют собой мелкие коробочки или кубики, имеют горизонтальный пояс (верхний и нижний), а также две вертикальные стенки. Края каждой рельсы укрепляются специальными опорами, это делается для того, чтобы ограничить движение моста в пределах тележки. Боковые площадки балок имеют специальные переходы, предназначенные для доступа к механизмам и конструкции крана рабочим. Это обеспечивает беспрепятственный ремонт, поврежденных деталей крана.
Кран мостового типа обязательно должен иметь несущую конструкцию, механизм для поднятия груза, а так же крюк, которым цепляют за груз и поднимают. Все вышеперечисленные механизмы приводятся в движение при помощи электрического привода.
В зависимости от того, где кран используется и какие-либо выполняет задачи, то мостовой кран должен быть:
- цеховым;
- строительным;
- транспортным;
- палубным.
Цеховой кран предназначен для погрузки и разгрузки грузов, находящихся на предприятии в специальных цехах. Он, как правило, располагается на всю длину цеха. Такие краны состоят из подъемочного моста и тележки. Существуют так же краны специальные, например, металлургические. Их используют в литейном производстве.
Кран-балка имеет основную балку, то есть мост, которая располагается над пролетом, а так же концевые балки. В состав конструкции кран-балки входит ходовая карета и механизм, предназначенный для подъема груза. Двухбалочный мостовой кран применяется в разгрузочно–погрузочных цехах, внутри и снаружи помещений. Однобалочный кран применяется для подъемных работ в зданиях и цехах в промышленности.
Каждый кран имеет механизмы для захвата груза различной формы, конструкции. Эти механизмы захваты так же имеют каждый свою функцию. Так выглядит грейферный механизм
Крюковой механизм захвата снабжен крюками для погрузки и разгрузки одиночных грузов. Если нужно перегрузить сыпучие вещества используют специальные ковши. Как раз для перегрузки сыпучих веществ используется грейферный механизм.
Он представляет собой вид ковша, который открывается при помощи специального барабана. Магнитный – представляет собой крюк с магнитом и предназначен для перемещения грузов из железа. Очень универсальный и компактный механизм – магнитно-грейферный. Мульдовый – этот механизм имеет ящик, который используется для транспортировки измельченного металла. Кран – балка имеет специальные захватывающие лапы, которые захватывают мелкие грузы.
Монтаж и демонтаж
Установка крана требует проведения предварительных работ, они начинаются с монтажа подкрановых путей. Их укладывают на эстакаде или земле. Существуют 3 варианта монтажа:
- Пошаговый. В его основе лежит сборка узлов, она осуществляется на подкрановых путях.
- Укрупненная сборка. Крупные элементы собирают на земле, а потом поднимают на требуемую высоту. Так поступают с электрооборудованием и механизмами.
- Полноблочный. Этот способ основан на полной сборке, она осуществляется на полу. Мост собирают целиком, затем выполняют монтаж, технология требует мощной техники.
Монтажными работами должны заниматься специалисты, они же осуществляют демонтаж мостового крана, делают заземление. Он требует строго соблюдения норм безопасности. К нему прибегают, когда нужно заменить старый подъемный механизм. Он необходим и после завершения работы на участке.
Есть несколько вариантов демонтажа, каждый из них зависит от того, что предполагается делать с краном дальше. Если он подлежит утилизации, с него снимают подкрановые балки. Конструкцию освобождают от кабеля, убирают электромостовой двигатель, сматывают тросы. На металлолом отправляют пролетные балки и другие узлы, выполненные из металла.
Если кран переносят в другое место, от него отъединяют ходовые механизмы мостового крана и устройства для перемещения грузов. В таком виде конструкцию транспортируют на рабочую площадку, где снова собирают.
Как устроен
Устройство механизмов зависит от их функционального назначения, отражено в ГОСТ 16553-88. Основная часть конструкции — вертикальная колонна, на которой с возможностью передвижения вверх/вниз размещен грузоподъемник. Последний оборудован захватами, предназначение которых — захват грузов, размещенных на поддонах, и перемещение их на стеллажи или в заданное схемой работы место. Форма захватов чаще вилочная, хотя возможны и другие виды, рассчитанные на обработку специфических грузов.
Колонна прикреплена к поворотной платформе, которая в зависимости от вида конструкции машины может быть:
- Снизу колонны и опираться на мост, перемещающийся по опорным путям на полу склада. Такое устройство у электрических стеллажных кранов, передвигающихся в проемах между стеллажами.
- Сверху колонны. У такого мостового крана-штабелера мост представляет конструкцию, перемещающуюся над стеллажами по подвесным путям. Поворотная платформа связана с тележкой, направление движения которой — вдоль моста.
Приведение в движение всех элементов агрегата осуществляется асинхронными электродвигателями. В конструкции машины имеются тормоза, стальной канат, позволяющий манипулировать положением захвата и удерживать его на рабочем уровне.
Грузоподъемность современных моделей агрегатов достигает 12 т. Они могут обслуживать стеллажи высотой до 30 м.
Кран-штабелер
На складах с большой высотой расположения стеллажей и высокой производительностью наиболее оптимальным является применение кранов-штабелеров, которые по сравнению с другими подъемно-транспортными машинами имеют ряд преимуществ. Краны-штабелеры позволяют наиболее экономно использовать складскую площадь вследствие уменьшения ширины проходов и увеличения высоты складирования. Согласно ГОСТ 16553-88 различают две основные конструкции кранов-штабелеров – мостовые и стеллажные. Для мостовых кранов-штабелеров ширина проходов может не превышать 1,5 м, а для стеллажных кранов-штабелеров — 1..1,3 м. Высота складирования для стеллажных кранов-штабелеров может составлять 30 м и более. Краны-штабелеры создают широкие возможности для наиболее полной механизации и автоматизации подъема, транспортировки и складирования грузов, обеспечивая при этом доступность грузов и быстроту нахождения и доставки грузов.
Стеллажный кран-штабелер состоит из опорной тележки, которая передвигается по рельсам, уложенным на полу, одной или двух колонн, вертикально установленных на тележке, и каретки с грузозахватным устройством, которое перемещается по колоннам. По способу управления краны-штабелеры могут быть с ручным управлением (с пульта дистанционного управления) или из кабины оператора, полуавтоматическими, автоматическими.
- Колонна
- Тележка
- Каретка
- Грузозахватное устройство (подъемная платформа)
- Кабина оператора
- Верхняя направляющая с роликами
- Механизм подъема
- Механизм передвижения крана
- Шкаф управления
При работе стеллажный кран-штабелер обеспечивает скорость от 1.5 м/с до 3,5 м/с, а скорость подъема груза и выдвижения грузозахватного органа варьируется от 0,1 м/с до 0,65 м/с. Грузоподъемность кранов-штабелеров зависит от типа груза и составляет от 150 до 1200 кг. Проектирование кранов-штабелеров выполняется согласно ГОСТ 28710-90.
Высокая производительность стеллажного крана-штабелера, обеспечивается большими скоростями подъема, выдвижения груза и передвижения крана-штабелера.
Мостовые краны-штабелеры — это конструкции, имеющие одно или – двухбалочный мост, по которому передвигается грузовая тележка, на которой закреплена грузовая колонна. По колонне, способной поворачиваться на 360 градусов, вертикально движется каретка с грузозахватным устройством (вилочным или специальным захватом для поддонов, коробок или рулонов).
Кран-штабелер мостового типа
Это решение особенно эффективно для складов с большим количеством товара, но с малой оборачиваемостью. Краны такого типа позволяют полностью заменить использование вилочных погрузчиков на складе, т.к. имеют возможность работать в нескольких проходах стеллажей. Таким образом, один, или несколько кранов обслуживают весь склад, что позволяет значительно сэкономить на обслуживании складского помещения, обеспечить высокую безопасность труда и избежать тяжелого ручного труда.
Мостовой кран штабелер передвигается по рельсовым путям, проложенным на строительных конструкциях здания склада, расположенных над последним рядом стеллажей, возможно размещение на стеллажи или на собственных опорах.
Размещение крана-штабелера мостового типа на стеллажах
Размещение крана-штабелера мостового типа на строительных конструкциях здания склада
Размещение крана-штабелера мостового типа на собственных опорах
Управление крана-штабелера мостового типа возможно с пола или из кабины оператора, находящейся внизу конструкции, или передвигающейся вместе с грузовой тележкой. В этом случае краны оснащаются системой видеонаблюдения. Возможны варианты полуавтоматического или полностью автоматического управления краном.
Автоматизированный складской комплекс с автоматическими кранами-штабелерами отличается высокой производительностью и эффективностью, превосходя более чем на 20% по этим параметрам классические складские системы, использующие напольные узкопроходные штабелеры или комисcионеры, а также вилочные погрузчики.
Компания МИГ
Технические характеристики
- Грузоподъемность – 160 кг.
- Скорость передвижения крана – 80 м/мин
- Скорость передвижения каретки (подъема) – 12 м/мин
- Высота подъема (по площадке кабины) – 6835 мм
- Длина пути – 25 м.
- Управление из кабины посредством джойстика.
Стеллажный кран-штабелер для комплектации со стеллажей.
Кран-штабелер применяется для размещения грузов в ячейки стеллажа и комплектации заказов оператором из кабины
Автоматизированный склад для хранения штампов с краном-штабелером мостового типа
Примечания
- ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения: Государственного комитета СССР по стандартам от 24.12.87 N 4926 // Внесён Министерством строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР: 1989-01-01; Переиздан: Декабрь 1993 — www.opengost.ru/iso/01_gosty/01040_gost_iso/0104053_gost_iso/1237-gost-27555-87-iso-4306_1-85-krany-gruzopodemnye.-terminy-i-opredeleniya.html
- Новый политехнический словарь / Гл. ред. А.Ю.Ишлинский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — С. 127, 245. — 671 с. — 15000 экз. — ISBN 5-85270-322-2
- ↑ 123456П. Н. Ушаков, М. Г. Бродский — Спр-к: Краны и лифты Промышленных предприятий, М: Металлургия, 1974, 352 с., илл.
- СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 Т. — feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/11/ma211917.htm
- Большой толковый словарь русского языка — www.gramota.ru/slovari/info/bts/. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.
- Этимологический словарь, 2004 г. — slovari.yandex.ru/Кран/правописание/
- Этимологический словарь Фасмера — vasmer.narod.ru/p319.htm
- ↑ 1234Подъёмный кран — slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Подъёмный кран/ // Большая советская энциклопедия.
- ↑ 12М. П. Александров, Л. Н. Колобов, Н. А. Лобов и др.: — Грузоподъёмные машины: Учебник для вузов по специальности «Подъёмно-транспортные машины». — М: Машиностроение, 1986 — 400 с., ил.
- ↑ 12 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов (ПБ 10-382-00, 2005 — 236c. ISBN 5-93586-418-5)
- П. Н. Ушаков, М. Г. Бродский — Спр-к: Краны и лифты Промышленных предприятий, 1974, 352 с., илл.
- Правила устройства И безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов ПБ 10-14-92 — www.complexdoc.ru/ntdtext/487829/1
- Государственный Комитет Украины по Промышленной Безопасности, Охране Труда и Горному Надзору — Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Харьков: Издательство «Форт», 2007, 257c, ISBN 978-966-8599-34-7
- ↑ 12 Правила от 03.12.2004 № 45 — www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=222766&UrlIDGLOBAL=320216
- Государственный комитет Республики Беларусь по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике от 22 августа 1994 г. «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» — www.levonevski.net/pravo/razdelb/text82/index.html
- Правила от 29.10.2010 № 49 — www.tnpa.by/KartochkaDoc.php?UrlRN=256497&UrlIDGLOBAL=354181
- Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (утверждены Госгортехнадзором Республики Казахстан от 21 апреля 1994 года) — www.emer.kz/laws/law/Pere4_proekt_prom_bez_1/Kran.php?phrase_id=120886
- Министерство Юстиции РК: вопрос-ответ — www.minjust.kz/ru/node/18288
- Требования промышленной безопасности по устройству и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов — www.emer.kz/laws/underlaws_act/detail.php?ID=3724&phrase_id=120892
- Рекорды в науке и технике. Техника. Статьи. Наука и техника — n-t.ru/tp/it/rnt06.htm
Кран-штабелер мостовой
ОПОРНЫЙ ИЛИ ПОДВЕСНОЙ КРАН-ШТАБЕЛЕР
Выбор крана-штабелера начинается с того, какой кран можно использовать с учетом конструкции здания или помещения, где оборудование будет использоваться – опорный или подвесной:
— существуют (смонтированы) ли подкрановые пути для крана.
— если нет крановых путей, то есть ли возможность монтажа подкрановых балок на колонны здания или помещения?
— если нет, то выдержит ли нагрузку перекрытие здания от массы подкрановых путей, крана и поднимаемого груза?
и так далее.
Если же строительство здания на этапе проектирования, то при выборе оборудования можно воспользоваться следующей информацией.
Преимущество кранов-штабелеров опорного типа перед аналогичными кранами подвесного типа такое же, как и между опорными и подвесными кран-балками:
– уменьшение «мертвой» зоны по высоте помещения, так как не требуется установка подвесных подкрановых путей,
– нагрузка от крана и груза передается только на колонны здания, в то время как в подвесном – суммарная нагрузка передается сначала на ферму здания, затем вместе с массой перекрытия на колонны,
— конструкция опорных кранов более проста и надежна.
Другое преимущество – это возможность монтажа крановых путей для опорного крана-штабелера непосредственно на стеллажи, что позволяет использовать полезную площадь и полезную высоту помещения (склада).
Преимуществом подвесных кранов-штабелеров перед опорными является большая площадь обслуживания существующего помещения, ввиду возможности использования консольной части моста крана. Это особо актуально, когда стеллажи находятся непосредственно у стены помещения.
Другое существенное преимущество – возможность использования более легких и компактных мостов при изготовлении многопролетных кранов-штабелеров.
Так, например, при использовании опорного крана-штабелера грузоподъемностью пролетом 34,5 метра используется мост коробчатого сечения. На кран-штабелер подвесного типа пролетом 7,5+7,5+7,5+7,5+3,0 с консолями по 1,0 м требуется мост ферменной конструкции (двутавр, швеллер, уголок) массой в 1,5-2 раза легче и строительной высотой в 2-3 раза меньше моста для опорного крана.
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ: КАБИНА ИЛИ С ПОЛА
Краны-штабелеры управляемые с пола более просты в управлении, более экономичны. Они также просты конструктивно. Так краны грузоподъемностью до 1 тонны пролетом до 11 метров и высоте подъема до 5 метров имеют мост в виде двух двутавровых балок, колонна изготавливается из двух швеллеров. В данном случае краном может управлять стропальщик или другой вспомогательный персонал, осуществляющий, например, приемку-отпуск материалов или готовую продукцию.
Применение кабины на кранах-штабелерах определяется:
— грузооборотом. Кабина устанавливается при большом грузообороте
— грузоподъемностью крана: кабина устанавливается при превышении грузоподъемности 1,0 тн;
— высотой подъема. Кабина устанавливается при превышении высоты помещения 7,2 метра и высоты подъема груза 5-5,5 метров, так как управление с пола в данном случае неэффективно.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИХ КОЛОНН
На кранах-штабелерах есть возможность установки телескопической колонны. Применение телескопических колонн позволяет выполнять следующие дополнительные функции:
— производить погрузку и разгрузку напольных транспортных средств, автомобилей, железнодорожного подвижного состава;
— обслуживать склады с разными отметками пола по высоте, например, склады с рампами;
— переносить грузы над препятствиями — оборудованием, перегородками.
Возможно изготовление кранов-штабелеров с многоступенчатой телескопической колонной (2-х, 3-х или более секционным. Грузоподъемный механизм (вилы) при этом закрепляется на крайней нижней секции.
Общие правила установки пролетов
- Пролеты мостовых кранов должны быть связаны с пролетами зданий;
- Если ширина пролета мостового крана не превышает длину 23 метра, то заклдывается только один путь;
- Пролетные краны должны иметь свою градацию, которая должна быть создана согласно стандартам.
Стандарты для градации мостовых кранов были созданы для того, чтобы установить взаимозаменяемость кранов. Это очень необходимо для промышленных предприятий, на которых используются краны. Иногда на производстве необходимо поменять пролет крана. Для этого необходимо знать, что если пролет крана увеличить, то данный кран сможет поднимать грузы намного легче тех, которые он поднимал перед увеличением пролета.
Но все же если есть необходимость увеличить пролет крана, а грузоподъемность оставить прежней, то нужно проводить специальные расчеты, которые проводятся при установке металлоконструкции. Если пролет уменьшить, то способность поднимать грузы останется такой же, как и до уменьшения пролета. Конечно такую работу можно доверить только профессионалам , и работникам, которые имеют большой опыт в проведении таких работ. Так как такие работы должны проводиться в соответствии со стандартами.
Кран штабелер мостовой электрический подвесной стеллажный
Кран штабелер мостового типа представляет собой обыкновенный крановый мост, оборудованный подвижной грузовой тележкой с грузоподъемником вертикального типа. Подъемный механизм оснащается вилочным или специальным захватом для груза. Специальные захваты – это устройства для работы с трубами, рулонными грузами, бочками и насыпными веществами.
Перемещается мостовой кран штабелёр по крановым рельсовым путям, которые устанавливаются на конструктивных элементах зданий либо на стеллажах, если они имеют жесткую конструкцию. Зона обслуживания таких кранов, как правило, включает все пространство склада. Несколько рядов стеллажей или многоярусных укладок обслуживаются одной крановой установкой.
Базовые модели подвесных кранов штабелеров
Все крановые механизмы электрифицированы и оборудованы частотными регуляторами привода, как механизмы мостовых кранов обычного типа. Это позволяет изменять скорость перемещения крановых балок по горизонтали и движение грузовой каретки по двум осям очень плавно и независимо друг от друга. Любые рывки, удары или раскачивание груза исключены.
- Грузоподъемность: 0,5 — 2т;
- Длина пролета моста: 2,5 — 16,5м;
- Высота подъема груза: 2,8 – 6м;
- Скорость передвижения моста: 0,25м/с;
- Управление — с пола;
- Скорость поднятия груза: 0,13м/с;
- Скорость поворота колонны: 9 об/мин;
- Средняя скорость движения тележки: 0,09м/с.
Особенности эксплуатации кранов штабелеров
При обслуживании стеллажей гравитационного типа подъемники можно оборудовать роликовыми столами для быстрого перемещения упаковок при погрузке и разгрузке. Стеллажный кран может обслуживать до 10 рядов стеллажей высотой до 6 метров. При этом он управляется одним оператором с помощью наземного кнопочного пульта стационарного или подвесного типа.
Электрооборудование кранов работает от сети 380 или 220 В. Электродвигатели перемещения крановой балки могут устанавливаться как на одной, так и на двух каретках. Это зависит от ширины пролета крана и его грузоподъемности. В некоторых конструкциях подъемная колонна оборудуется роликовым шасси, которое передвигается по полу склада. Это повышает устойчивость конструкции.
При большом объеме грузооборота и необходимости быстрой обработки груза, электрические мостовые краны штабелеры могут оборудоваться двумя колоннами, которые работают независимо, или в спаренном режиме. Они могут соединяться горизонтальными штангами.
Применение кранов штабелеров оправдано в складах с постоянным движением грузов и большими стационарными потоками грузоперевозок, включенными в производственный технологический цикл. Они проигрывают мобильным штабелерам и вилочным погрузчикам в способности мгновенно перестраивать рабочий режим, но значительно выигрывают по объему обрабатываемых грузов и энергозатратам.
Классификация кранов штабелеров
Разделяются модели на два основных типа: стеллажный и мостовой. Отличия конструкций в принципе работы, размерах и грузоподъемности. Основное предназначение мостового типа — это корректная организация складских помещений с большой площадью. Стеллажный тип выделяется своей простой эксплуатации и маневренность.
Покрываются специальной краской, исключающей образование ржавчины на поверхности металла. Для транспортировки грузов могут быть задействованы подвесные кран балки.
Кран штабелер стеллажный
Спецтехника способна легко перемещаться между стеллажами и быстро поднимать грузы на высоту до 18 м. Обладает небольшой грузоподъемностью в пределах 1-5 тонн. Отличается невысокой стоимостью, простотой обслуживания. Применяется на небольших складах, обеспечивая высокую скорость выполнения работы по перемещению и расположению товаров. По качественным особенностям превосходит обычные погрузчики.
Особенности подвесного штабелера
Специализированный кран штабелер подвесной представляет собой опорную конструкцию, закрепленную над стеллажами. Позволяет за минимальное время проводить подъем и перемещение грузов. Занимает небольшое пространство и имеет упрочненную опору для надежного и безопасного применения. Перемещение грузов в данном типе производится вдоль горизонтальных балок.
Отличия мостового крана штабелера
Мостовые краны штабелеры представляют собой закрепленную конструкцию, по которой производится передвижение тележки с грузами. Оснащаются специальным оборудованием для работы с разными объектами: вилочный захват, кантователь. Рельсы мостовых моделей крепятся непосредственно к стеллажам, поэтому могут использоваться только на прочных конструкциях: добавление веса к стеллажам понижает безопасность их эксплуатации. Но кран штабелер электрический позволяет выполнять работу в несколько раз быстрее.
При наличии программируемого модуля способен совершать размещение по установленным правилам. Высота подъема грузов максимально составляет около 16 м.