Как правильно эксплуатировать новый аккумулятор
Чтобы надолго сохранить новый аккумулятор в рабочем состоянии, следует знать, как правильно начать эксплуатацию:
- Проверьте, чтобы купленная модель АКБ соответствовала требованиям вашей машины. Уточните, не повысились ли они в результате тюнинга. Конечно, в идеале об этом стоит подумать до приобретения, а не после.
- Перед установкой потрите контакты наждачной бумагой «нулёвкой», а потом чистой мягкой тряпочкой.
- Не стоит разряжать батарею полностью, подключайте к питанию уже на уровне 30%. Особенно это опасно в морозы, потому что жидкость внутри замерзает, и пластиковый корпус повреждается.
- Лучше не использовать фары, климат-контроль, стеклоочистители, мультимедийную систему при выключенном моторе.
- Закрепите аккумулятор на его место как можно надёжнее.
- Не стоит «тренировать» АКБ зарядкой через генератор, если вы ездите на короткие дистанции на маленькой скорости – это постепенно её посадит.
- Не испытывайте батарею на предмет устойчивости к грязи – ей требуется косметический уход, регулярное удаление осадка с клемм примерно раз в месяц.
- Не начинайте эксплуатировать батарею, пока не убедитесь в сохранности проводки автомобиля, особенно, если предыдущие АКБ быстро приходили в негодность. Используйте мультиметр для проверки.
- Лучше без крайней необходимости не давать подпитываться АКБ другой машины через ваш аккумулятор. Если всё же такая необходимость возникла, обязательно заглушите мотор вашего автомобиля, пока происходит процедура запуска чужой машины.
- Для тех, кто постоянно ездит по городу, вынужден соблюдать строгий скоростной режим и стоять в бесконечных пробках, нелишним будет периодически выезжать на трассу, разгоняться до 100 км/ч и преодолевать так 50 км. Это поможет генератору поддерживать работу батареи и восполнять её заряд.
- Зимой нужно почаще проверять состояние корпуса АКБ. Он может лопнуть от мороза, тогда начнётся утечка электролита и проблемы с батареей.
Итак, из всего сказанного выше можно сделать вывод, что новый аккумулятор в определённых случаях требует зарядки.
В каком состоянии хранить аккумулятор
Основное требование к правильному хранению аккумулятора автомобиля заключается в эксплуатации, согласно инструкции. Как произвести замеры, какой предельный ток утечки, рабочее напряжение – все указано именно для данного прибора.
Непременным условием правильного хранения аккумулятора является отсутствие подтеков, чистота клемм, крышки и корпуса. Как грязь ускоряет саморазряд, закисшие клеммы теряют контакт, известно из практики.
Аккумулятор должен плотно стоять в гнезде, быть надежно зафиксирован, чтобы уберечь корпус от повреждений. Можно ли хранить аккумулятор, как резервный, без подключения? Нельзя. Но можно менять приборы периодически.
Почему опасно заряжать автомобильный аккумулятор в жилом помещении?
Можно ли заряжать безопасно автомобильный аккумулятор у себя дома, ведь он содержит электролит на основе кислоты? Конечно, зарядка АКБ в жилом помещении представляет серьёзную угрозу для домочадцев.
Чем же так опасна зарядка автомобильных аккумуляторов дома?
Вероятность возгорания водорода
Интернет просто изобилует роликами, демонстрирующими взрыв автомобильных АКБ при зарядке. А почему это происходит? И сразу возникает другой вопрос: как зарядить аккумулятор дома, избежав столь страшных последствий?
Как известно, электролит – это не что иное, как раствор серной кислоты на основе дистиллированной воды. Он находится в состоянии покоя до тех пор, пока аккумулятор полностью не зарядится. При подаче избыточного заряда электролит закипает. При этом вода, содержащаяся в его составе, распадается на газообразные составляющие: кислород и водород, которые образуются на поверхности в виде пузырьков.
В свободном состоянии эти газы очень опасны – способны вспыхнуть мгновенно от малейшей искры. Недаром их принято называть «гремучей смесью». Чем дольше кипит электролитный раствор, тем больше скапливается пузырьков газа на его поверхности, а значит, концентрация взрывоопасной смеси растёт.
Водородосодержащая смесь способна вспыхнуть в любую секунду, достаточно малейшей искры на клеммах зарядного устройства или в электрической сети, источника открытого огня или раскалённого электрического прибора. Возгорание водорода обязательно сопровождается взрывом, мощность и последствия которого находятся в прямой зависимости от степени концентрации «гремучей смеси» в воздухе.
Выделение вредных для здоровья газов при зарядке
Кроме того, при зарядке АКБ в помещение будут выделяться пары различных веществ. Между автовладельцами идёт немало споров по поводу того, вредно ли и насколько заряжать аккумулятор от машины дома?
В процессе зарядки кислотно-свинцовых батарей происходит испарение сернистых газов. По мере повышения их концентрации в помещении человек может почувствовать головокружение или головную боль, тошноту, слабость. В этом случае необходимо немедленно покинуть комнату, обеспечив её проветривание.
Кроме того, сернистый газ весьма коварен – он обладает способностью к накоплению: оседает на поверхности стен, потолка и других предметов. Значит, имеет предрасположенность к тому, чтобы отравлять жизнь хозяевам на протяжении длительного времени даже после того, как аккумуляторная батарея покинет помещение.
На обслуживаемых батареях сернистый газ поступает в воздух через отверстия выкрученных пробок в банках, на необслуживаемых – через клапан избыточного давления при перезаряде источника энергии.
Обратите внимание, необслуживаемый аккумулятор не вредно заряжать дома лишь в тех случаях, если не допускать избыточного перезаряда, то есть кипения электролита
Вероятность расплёскивания кислоты при неаккуратном обращении
Аккумуляторные батареи обслуживаемого типа нуждаются в регулярном уходе и подзарядке. В тёплое время года при отсутствии гаража часть операций можно провести и на улице: замер плотности электролита с помощью ареометра, доливка электролитного раствора до оптимального уровня и т. д. А как быть при наступлении холодов? Как зарядить аккумулятор в домашних условиях?
Естественно, владельцы автотранспортных средств несут АКБ домой, зачастую не задумываясь о возможной опасности. Дело в том, что кислотный электролит на коже вызывает ожог, при попадании в глаза может испортить зрение, при контакте с различными предметами приводит к их повреждению. Другими словами, любые манипуляции с электролитом, особенно в домашних условиях, а именно обслуживание и зарядка автомобильного аккумулятора, опасны.
Если батарея относится к обслуживаемым, то на всём протяжении зарядного процесса пробки банок рекомендуется держать выкрученными. Значит, в случае закипания электролитного раствора его брызги могут разлетаться вокруг, нанося урон всему, что попадётся на их пути.
Кроме того, закипание электролита провоцирует образование взрывоопасной смеси. В данной ситуации возгорание даже незначительной её концентрации и слабого по мощности взрыва обязательно приведёт к расплёскиванию электролита, что чревато пожаром.
Виды зарядных устройств для зарядки аккумулятора
Существуют модели для зарядки автомобиля в гараже, дома. А есть портативный тип – аварийный стартер, позволяющий в экстренных ситуациях завести мотор.
Зарядные устройства могут быть ручными или автоматическими. Полностью автоматические приборы определяют степень разряда АКБ и самостоятельно переключаются в режим технического обслуживания, чтобы защитить её от перезарядки. По назначению такие приспособления классифицируют на три группы:
- зарядные;
- пуско-зарядные;
- пусковые.
Типичное домашнее ЗУ состоит из простого трансформатора и выпрямителя для преобразования высокого напряжения переменного тока в 12В.
Базовые домашние зарядные устройства будут обеспечивать выходную мощность 3‒6 ампер при зарядке аккумулятора, который находится в довольно хорошем состоянии. Другие модели также оснащены передовыми функциями автоматической зарядки и системами безопасности, предотвращающими перезарядку. Их подразделяют на импульсные и трансформаторные.
Импульсное устройство отличается небольшим весом и размером. Оно оснащено инвертором и автоматической защитой от короткого замыкания. Это более современный и простой способ для домашней подзарядки аккумуляторов. Поэтому, рассматривая вариант покупки такого прибора, лучше отдать предпочтение импульсной разновидности.
Трансформаторный тип ‒ более громоздкий и тяжёлый, поскольку оснащён выпрямителем и трансформатором.
В случае если аккумулятор находится в хорошем состоянии, скорость зарядки может составлять от 3 до 6 ампер при использовании обычного домашнего зарядника. Батарея по истечении срока годности может вообще не удерживать заряд.
Некоторые устройства оснащены переключателем высокого и низкого уровня (Hi-Low) для выбора двух скоростей зарядки ‒ как правило, 3 или 6 ампер. Если вы хотите подзарядить аккумулятор за короткое время, вам потребуется 6 ампер, на более длительный заряд – 3 ампера.
Многие современные модели оснащены индикатором заряда ‒ сигнальной лампой или знаком, показывающим уровень заряда в амперах.
Процесс зарядки АКБ
Последовательность этапов зарядки следующая:
- Выключите машину.
- Убедитесь, что зарядное устройство отключено и отсоединено.
- Подсоедините красный зажим к положительной клемме.
- Подсоедините чёрный зажим к заземлённому металлу, раме автомобиля или блоку двигателя.
- После подключения обоих зажимов подключите зарядное устройство к розетке.
- Включите зарядное устройство автомобильного аккумулятора.
- Аккумулятор начнёт заряжаться. Оставьте зарядное устройство на ночь.
- Утром выключаем зарядное устройство.
- Включите машину, чтобы увидеть, работает ли она.
- Если автомобиль по-прежнему не заводится, возможно, вам придётся заменить аккумулятор.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
Обычно с исправным аккумулятором не возникает проблем тогда, когда температура наружного воздуха плюсовая. Запуск двигателя в таких условиях способен обеспечить аккумулятор, который заряжен только наполовину. При снижении температуры воздуха ниже ноля емкость АКБ немедленно уменьшается от 1.5 до 2 раз. Также в холодное время года для запуска двигателя требуется подача большего пускового тока, так как моторное масло в картере густеет и стартеру сложнее провернуть коленчатый вал.
Сама эксплуатация автомобиля зимой зачастую предполагает короткие поездки, включение большого количества энергоемкого оборудования (подогревы зеркал, стекол, сидений и т.д.) Нагрузка на аккумулятор значительно возрастает. При этом зарядиться от генератора и компенсировать потери, затраченные на запуски, батарея попросту не успевает. С учетом вышесказанного оптимально полностью заряжать аккумулятор зарядным устройством до 100% не реже одного раза в год до наступления холодов.
Добавим, что в случае проблем с запуском двигателя по причине наличия неисправностей мотора (проблемы с топливной аппаратурой, компрессией и т.п.), владельцу приходится намного дольше и интенсивнее крутить стартер. В таких случаях заряжать аккумулятор внешним зарядным устройством потребуется намного чаще.
Инструкция по зарядке АКБ
Как зарядить свою АКБ самостоятельно:
- Сначала батарею нужно снять с авто, для этого открутите гайки на подключенных клеммах и отсоедините их, а затем выкрутите гайку планки или кронштейна, который фиксирует батарею.
- После демонтажа проверьте корпус на предмет повреждений. При наличии трещин АКБ использовать нельзя, поскольку такие повреждения способствуют утечке электролита. Такую батарею нужно утилизировать. Также проверьте уровень жидкости в банках, поскольку электролита должно быть достаточно в устройстве, иначе он быстро закипит и испарится. Если нужно, в банки можно добавить дистиллят.
- Очистите клеммы от окисления и грязи, это позволит обеспечить более эффективное подключение и подачу напряжения на выводы.
- Открутите крышки, расположенные на секциях батареи, но полностью не извлекайте их. Это позволит предотвратить вздутие устройства в случае испарения электролита.
- Как мы уже сказали, заряжать АКБ дома не рекомендуется, но если других вариантов нет, то придется выполнять эту задачу дома. Заряжать устройство можно по одному из нескольких методов. Подключите к аккумулятору ЗУ и выставьте на нем напряжение от 14 до 16 вольт, только после этого зарядный девайс можно подключить к сети. Величина параметра должна составлять около 10% от общей емкости батареи. Сила тока в ходе подзарядки будет уменьшаться, а когда аккумулятор будет полностью заряженным, указатель на амперметре упадет до нуля. Если батарея давно не использовалась, то вам надо будет ее полностью разрядить, к примеру, через лампочку, после чего опять повторить процедуру зарядки. Чтобы с помощью лампочки разрядить устройство, припаяйте к ней два провода, один из которых подключите к минусу, а другой — к плюсу.
- Есть еще один способ, он полностью противоположный. В этом случае используется постоянная сила тока, без уменьшения, а изменяться будет только напряжение. Метод на практике сложный, поскольку его реализация требует от автолюбителя определенных знаний. В самом начале на девайсе следует выставить величину тока, которая соответствует 10% от полной емкости батареи. При таком подключении аккумулятор следует держать подключенным к зарядному прибору до того момента, пока уровень напряжения на нем не составит 14 вольт. Когда это произойдет, параметр тока нужно будет снизить на 50%, то есть в два раза, после чего ждать, пока напряжение не возрастет до 15 В. Затем ток опять нужно понизить еще в два раза. Процедуру можно считать завершенной тогда, когда величина напряжения в батарее будет оставаться на одном уровне и не повышаться.
- Затем нужно отключить ЗУ от сети и отсоединить его клеммы от выводов батареи, после чего опять проверить объем жидкости в банках и если нужно, добавить электролит в систему.
Важные нюансы
Перед тем как приступить к выполнению задачи, учтите некоторые нюансы:
- Самый оптимальный вариант тока составляет 10% от полной емкости устройства. К примеру, если вы используете батарею на 65 Ач, то величина тока не должна быть более 6.5 А.
- Нормированным параметром при зарядке считается напряжение, составляющее 110%. То есть если максимальный заряд батареи равен 12.6 вольтам, то после подзарядки эта величина должна увеличиться до 13.86 вольт.
- Нельзя допустить, чтобы аккумулятор заряжался более повышенным током на 20 ампер и выше. Это приведет к быстрому износу устройства и его неработоспособности в дальнейшем.
Загрузка …
Хранение нового автомобильного аккумулятора
Аккумуляторы бывают сухозаряженные и залитые электролитом. Хранение нового сухозаряженного аккумулятора не требует особых условий. Помещение должно быть сухим, без прямых солнечных лучей, проветриваемое.
Как хранить новый аккумулятор с электролитом? Независимо, новая батарея или б/у, требования общие:
- до определения на хранение батарею заряжают полностью;
- прибор устанавливают горизонтально в темном проветриваемом помещении;
- периодически проверяют заряд, уровень и плотность электролита.
Современные технологии производства и хранения новых аккумуляторов существенно увеличивают срок сохранения первичной зарядки, имеют низкий уровень саморазряда. Если на складе продавца созданы правильные условия хранения, батарея не утратит заявленных показателей.
Условия хранения новых жидкостных аккумуляторов:
- хранение в сухом помещении с вентиляцией, при температуре 0-15 С;
- выборочный контроль НРЦ;
- сокращение срока доставки от производителя до покупателя, учитывая, что гарантийный срок считается с момента продажи, а не изготовления;
- при покупке напряжение в разомкнутой цепи аккумулятора (НРЦ) должно быть не менее 12,6 В.
Специалистами согласовано предельное время хранения для залитых гибридных батарей 12 месяцев, для кальциевых – 18 месяцев, для сухозаряженных – 3 года. Однако, покупатель должен потребовать провести замеры НРЦ, провести тест на сульфатирование.
Разложение электролита
Я уже писал в некоторых статьях эту информацию, но стоит упомянуть. Электролит это соотношение воды и серной кислоты, примерно два к одному — то есть две доли дистиллированной воды и одна массовая доля серной кислоты. Именно в таком сочетании, получается, накапливать и проводить электрический ток между свинцовыми пластинами, сейчас не буду углубляться, не в этом суть.
Однако электролит не такая однозначная жидкость как кажется на первый взгляд, при воздействии электрического тока она может распадаться. А именно распадается вода — на кислород «O2» и водород «H».
Происходит это таким образом:
- Пока аккумулятор не заряжен, то электролит находится в состоянии покоя, то есть ток, который поступает с зарядного устройства – накапливается.
- После того как аккумулятор впитал нужные амперы, электролит начинает закипать, это говорит о том – что пора снимать с зарядки.
- Именно пузырьки которые поднимаются вверх и являются газом, который, кстати очень взрывоопасный. По сути это чистый водород и кислород, а они вспыхивают просто за секунды.
Еще такой газ принято называть – гремучим газом или газом Брауна. Если представить формулу, по которой происходит разложение и образование газовой составляющей то:
H2O – под воздействием электричества разлагается на HHO, две летучие молекулы водорода и одну кислорода.
Таким образом, и появляются пузырьки в электролите – они сигнализируют – энергии накопилось достаточно, выключай с зарядки.
Правила подзарядки автомобильного аккумулятора
Каждый автомобилист должен знать, для чего в его машине предусмотрена аккумуляторная батарея. Этот элемент помогает запускать силовую установку, питает электричеством бортовую технику, когда мотор заглушен. Генератор в то время, когда транспортное средство находится в движении, питает энергией аккумулятор, а тот помогает генератору работать при высокой нагрузке. Когда оба элемента взаимодействуют друг с другом, напряжение в сети находится на стабильном уровне. Если аккумуляторная батарея разряжается, ее можно зарядить генератором. Многие задаются вопросом — как вернуть рабочую мощность? В этом деле поможет сетевая зарядная станция.
Когда подзарядка необходима. У установленной АКБ проверяют напряжение в разомкнутой цепи. Оно должно находиться на уровне 12.5В. Рабочее напряжение измеряют на клеммах после зарядки АКБ на стендах или с применением бустера. Плотность электролита в каждой банке в нормальном состоянии находится на одном уровне и соответствует параметрам использования транспорта. Замеры производят при запущенном моторе, когда обороты равны 1500-2000. Кроме того, рекомендуется включать дальний свет. Если напряжение находится в пределах 13.8 — 14.5 В, то его можно считать нормальным.
Как зарядить АКБ. Чтобы зарядить автомобильный аккумулятор, требуются выпрямители переменного тока. Это могут быть приборы, которые предусматривают настройку тока и напряжения. Если работа зарядной станции протекает на одной величине все время, на полную зарядку АКБ, емкостью 60 А/ч, уйдет 20 часов при силе тока в 6 А. При стабильной величине тока во время подзарядки образуется газ из электролита. Поэтому подаваемый ток специалисты сокращают в два раза при напряжении в 14.4 и 15 В
Поэтому очень важно во время процедуры контролировать параметры
Сколько заряжается севшая АКБ. Перед тем, как подзарядить разряженную АКБ в автомобиле, нужно определить при помощи напряжения степень разряженности. Только после этого можно установить время подзарядки. Оно определяется путем деления емкости на ток зарядки. Последний не должен превышать 10% от емкости подзарядки. При расчетах КПД электрохимической реакции обозначают за 50%, поэтому полученное время умножается на 2. Севшую АКБ нужно предварительно подготовить к процедуре — убрать грязь, пыль и прочие отложения. У малообслуживаемых батарей рекомендуется снять пробки. Для более быстрой зарядки можно применить режим с током в 8 А на протяжении 3 часов, а после час с током в 6 А. Зарядить АКБ можно прямо на месте, но с соблюдением всех правил. Отрицательный провод должен быть отключен, чтобы повышенное напряжение не принесло вред бортовой сети. Не стоит также забывать о применении перчаток и проветривании помещения, где проводится процесс.
Как заряжать без зарядки. Нередко возникают ситуации, когда АКБ не хочет работать, а под рукой нет необходимого оборудования. В таком случае, может помочь другой автомобиль или иные внешние источники — батарейка или бустер. Если аккумулятор разрядился до нуля, его нужно заряжать при токе в 2-3 А. Если через пару часов напряжение не пойдет вверх, то АКБ можно только заменить.
Итог. Аккумулятор выполняет очень важную функцию в автомобиле. Однако, этот элемент нуждается в периодической подзарядке, которую нужно проводить с соблюдением всех условий.
Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора
Правильная зарядка и ряд условий, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора, способны обеспечить нормальный запуск двигателя даже в условиях крайне низких температур. Главным показателем состояния АКБ является степень его заряда. Далее мы ответим, как узнать, заряжен ли аккумулятор автомобиля.
Начнем с того, что некоторые модели батарей имеют специальный цветовой индикатор на самой АКБ, который указывает на то, заряжен или разряжен аккумулятор. Стоит отметить, что указанный индикатор является весьма приблизительным показателем, по которому можно с определенной долей вероятности определить только необходимость дозарядки. Другими словами, индикатор заряда может показывать то, что аккумулятор заряжен, но при этом пускового тока при отрицательных температурах оказывается недостаточно.
Еще одним способом определения степени заряда аккумулятора является замер напряжения на выводах АКБ. Данный способ также позволяет весьма приблизительно произвести оценку состояния и степени заряда. Для замера аккумулятор потребуется снять с автомобиля или отключить от ЗУ, после чего нужно дополнительно выждать около 7 часов. Температура наружного воздуха не имеет принципиального значения.
Далее можно оценить состояние аккумулятора по напряжению на выводах АКБ:
- 12.8 В-100% заряда;
- 12.6 В-75% заряда;
- 12.2 В-50% заряда;
- 12.0 В-25% заряда;
- Падение напряжение менее 11.8 В указывает на полный разряд аккумулятора.
Также можно осуществить проверку степени заряда аккумулятора без ожидания. Для этого напряжение на выводах АКБ нужно мерить нагрузкой при помощи так называемых нагрузочных вилок. Такой способ является более точным и достоверным. Указанная вилка является вольтметром, параллельно выводам вольтметра подключается сопротивление. Величина сопротивления составляет 0.018-0.020 Ом для АКБ с показателем емкости от 40-60 Ампер-часов.
Вилку нужно подключить к соответствующим выходам на батарее, после чего через 6-8 сек. зафиксировать показания, которые отображает вольтметр. Далее можно оценить степень заряда батареи по напряжению с использованием нагрузочной вилки:
- 10.5 В — 100% заряда;
- 9.9 В — 75% заряда;
- 9.3 В — 50% заряда;
- 8.7 В — 25% заряда;
- Показатель менее 8.18 В — полный разряд АКБ;
Также можно провести измерения при отсутствии нагрузочной вилки без снятия аккумулятора с авто. Батарея должна быть подключена к бортовой сети транспортного средства. Затем потребуется дать нагрузку на аккумулятор посредством включения габаритов и дальнего света головной оптики (для автомобилей со штатными галогеновыми лампами). Лампочки фар имеют мощность 50 Вт, нагрузка получается около 10 А. Напряжение нормально заряженного аккумулятора в этом случае должно составлять около 11.2 В.
Следующим способом, который позволяет проверить заряд АКБ, является замер напряжения на выводах батареи в тот момент, когда производится запуск ДВС. Данные измерения можно считать достоверными только при условии нормально работающего стартера.
В момент пуска показатель напряжения не должен оказываться ниже отметки в 9.5 В. Падение напряжения ниже указанной отметки означает, что аккумулятор сильно разрядился. В этом случае требуется его зарядка при помощи ЗУ. Данный способ проверки также позволяет выявить неполадки стартера. На автомобиль устанавливается заведомо исправный и на 100% заряженный аккумулятор, после чего производится замер. Если напряжение на клеммах АКБ в момент запуска упадет ниже 9.5 В, тогда очевидны проблемы со стартером.
Напоследок добавим, что замеры разными способами предполагают фиксацию колебаний в доли вольта. По этой причине к вольтметру выдвигаются повышенные требования. Крайне важна точность устройства, так как малейшая погрешность даже в один или два процента приведет к ошибке в измерении степени заряда АКБ на 10 -20 %. Для замеров рекомендуется использовать приборы с минимальной погрешностью.
Как выбрать место для зарядки
Зарядка АКБ в домашних условиях потенциально опасна. Да, если придерживаться всех правил и быть предельно внимательным, ни о каких взрывах или ожогах переживать не придётся.
Но лучше всего перестраховаться. Для этого:
- под аккумулятор, заряжаемый дома, подложите устойчивый к кислоте материал, чтобы не испортить напольное покрытие;
- внимательно изучите руководство по эксплуатации и определите оптимальные условия для зарядки АКБ, подавая соответствующее напряжение, ток заряда и пр.;
- отдавайте предпочтение современным автоматическим зарядным устройствам, которые сами прекратят подачу заряда по завершении процесса;
- чтобы избежать разрыва корпуса, перед началом зарядки открутите немного, но не до конца пробки на всех банках обслуживаемого аккумулятора;
- в качестве помещения для зарядки лучше использовать сравнительно безопасное место, такое как балкон или лоджия;
- перед началом зарядки следует обеспечить постоянный приток свежего воздуха и его циркуляцию.
Разместив АКБ на балконе или в лоджии, откройте окна. Самому автомобилисту, как и членам его семьи, рекомендуется минимизировать нахождение в том помещении, где заряжается батарея. Но нельзя забывать периодически подходить, чтобы контролировать процесс и своевременно отключить зарядное устройство.
А вот жилые комнаты для таких задач как зарядка АКБ лучше не использовать. Это делается в крайнем случае. И только при условии, что комната хорошо проветривается (открыты окна или работает вытяжка), а внутри никто не находится.
Где заряжать АКБ?
Кроме того, пополнение батареи электрическим зарядом — это непростой процесс, необходимо производить его только в специально подготовленных помещениях. Спальня, детская игровая комната, кухня с продуктами питания или туалет для этого мало подходят.
При зарядке аккумулятора протекает как минимум 60 различных реакций, в том числе и без участия электролита. Во время разряда восстанавливается диоксид свинца на катоде и окисляется свинец на аноде. При зарядке протекают обратные реакции. В редких случаях на покрытых налетом старых пластинах начинается электролиз воды и на положительном электроде (аноде) выделяется кислород, а на отрицательном (катоде) — водород, который смешивается с воздухом и в пропорции 1:4 — 1:7, получается гремучий газ. Это взрывоопасное вещество, которое легко воспламеняется.
Чем старше аккумулятор, тем больше вероятность опасных испарений. Газ накапливается в корпусе батареи, а затем просачивается через отверстия под клеммы и выходит наружу. Выходит газ не один, а вместе с испарениями электролита, которые оседают снаружи. Поэтому, если батарея сверху покрыта белым осадком на клеммах, то заряжать ее в домашних условиях категорически нельзя.
При курении поднесенная сигарета может вызвать воспламенение газа. Кроме того, неправильное использование зарядного устройства рождает риск проскакивания искры между креплениями проводов и клеммами. По этой причине чаще всего и возникают пожары аккумуляторов.
Бывает, что одна из банок батареи с накопленным гремучим газом может лопнуть от легкого взрыва. Тогда кислотный раствор способен попасть на человека или предметы вокруг. Защититься от него можно с помощью раствора соды и воды, который нейтрализует кислоту и спасает кожу от сильных ожогов.
Поэтому, чтобы обезопасить себя во время принудительной зарядки аккумулятора, необходимо соблюдать технику безопасности и перед снятием кабеля с клемм отключать зарядное устройство от источника электропитания. Курение и использование открытого огня рядом с АКБ не допускается. Заряжать батарею рекомендуется в нежилом прохладном помещении с хорошей вентиляцией и — желательно — противопожарной подготовкой.