Виды масел
Современный рынок продуктов, предназначенных для обслуживания автомобилей, предлагает большой выбор моторных масел для двигателей с большим пробегом. В зависимости от той основы, на которой сделан продукт, все они делятся на три вида:
- синтетические;
- полусинтетические;
- минеральные.
Синтетические масла создаются на основе продуктов переработки нефти. Их основное воздействие направлено на улучшение запуска мотора в холодное время года, а также обеспечение износостойкости двигателя. Продуктам рассматриваемого типа характерна термоокислительная стабильность, высокий показатель вязкости, а также низкий уровень испаряемости.
Говоря о полусинтетических маслах для двигателей с большим пробегом, стоит выделить то, что продукты такого типа создаются на разных базах:
- гидрокрекинговой;
- минеральной;
- полиальфаолефиновой или ПАО;
- гликолевой.
Кроме всего вышеперечисленного, некоторые полусинтетические масла являются результатом переработки нефти, полученным в результате жесткого гидрокрекинга. По характеру своего действия полусинтетические схожи с синтетическими. Данный вид продукта имеет невысокую стоимость, чем и привлекает покупателей. Специалисты отмечают, что по качеству данный тип масла является менее качественным, чем ранее рассмотренный вид, так как он обладает более низкими антиокислительными и энергосберегающими свойствами.
Что касается минеральных масел, то сразу стоит отметить, что именно этот вид продукта способен образовывать качественную пленку, хорошо защищающую мотор от трения, загрязнения и разрушений. В состав минеральных масел, как правило, добавляются активные присадки, которые делают продукт более ценным и востребованным на рынке.
Какое масло лучше подобрать для мотора с большим пробегом
Если Вы пользуетесь машиной уже очень долгое время, то нужно выбирать синтетический или полусинтетический состав. Минеральные смеси противопоказаны – они создают слишком высокий уровень трения, что только снизит срок годности старого двигателя.
Учитывайте класс вязкости (показатель SAE) – механики рекомендуют использовать для автомобилей с большим пробегом самые густые жидкости, однако это не совсем правильный подход. Какая тут проблема? Разберемся и узнаем, что выбрать для двигателя:
В движки с большим пробегом следует заливать более густую смазку, однако повышать вязкость нужно в допустимых пределах по инструкции к ТС. Например, разрешается вливать смазку 5W40 и 10W40 – имеет смысл выбрать 10W40, а вот 15W40 уже будет лишним.
Водители и механики могут заявить на то, что этот подход является слишком консервативен. Ведь чем выше будет вязкость, тем лучше контакт с двигателем. Поэтому для движков с большим пробегом нормально будет выбрать масло 15W 40, 20W40 и даже более густые смеси.
Какое масло выбрать для двигателя
Необходимая информация о применяемых маслах обычно содержится в сервисных книжках, гарантийных руководствах или технической документации на сайте производителя. В конце концов можно позвонить на СТОА ОД профильной марки, а может даже – в Представительство, и узнать искомое. Однако «человеческий фактор» и связанные с ним ошибки никто не отменял, поэтому лучше иметь какое-либо документальное подтверждение, чтобы знать точно.
А что делать, если сервисная книжка утеряна, документация отсутствует, а ОД не может дать вразумительный ответ, или таковые отсутствуют в России вовсе? Помощь – форумы и интернет-сообщества, где Вам обязательно помогут. В подавляющем количестве случаев здесь размещены доступные для скачивания PDF-файлы, PPT-презентации, сканы или др. копии техдокументации. Так что, выбираем моторное масло для Вашего «скакуна» не торопясь и вдумчиво.
Как правильно заливать масло в двигатель
В первую очередь следует ознакомиться с инструкцией и подготовить нужное количество смазочного материала, подобранного по рекомендуемым характеристикам производителя. Моторное масло следует покупать в специализированных точках, где продавец предоставляет документально подтвержденную гарантию качества.
Подготовительный этап. Автомобиль загоняется на смотровую яму или эстакаду и прочно фиксируется на одном месте с помощью ручного тормоза. Подготавливается емкость для слива отработанного масла. Двигатель прогревается до рабочей температуры.
Слив старого масла. Мотор заглушается, после чего в заливную горловину следует налить средство для промывки, закрыть ее и вновь завести двигатель, чтобы он работал до того, как загорится индикатор «давление масла». После остановки мотора с поддона в подготовленную емкость сливается отработанный материал.
Залив новой смазки. Снимается масляный фильтр, в который заливается новое масло. Пробка поддона закручивается. Масляный фильтр вставляется обратно. Масло заливается до требуемого уровня.
Проверка. При этом автомобиль должен располагаться строго горизонтально. Такое положение необходимо для точного определения уровня залитого масла. Чтобы узнать, нет ли где-то протечки, запускается двигатель (на низких оборотах).
Уровень моторного масла рекомендуется проверять еженедельно. Это позволит своевременно восполнить его недостаток и продлить срок эксплуатации автомобиля
Обратите внимание: недопустимо делать проверку или долив при работающем двигателе
Измерение уровня масла в двигателе через датчик B40 прибором StarDiagnosis
По большому счету, это одна из вариаций предыдущего варианта измерения — просто интерфейс другой. Намного удобнее, чем через комбинацию приборов. Если меню проверки уровня масла в комбинации приборов выведет Вас из себя, пока Вы ждете результатов, то в действительных значениях Star Diagnosis будет показывать Вам рост уровня масла по мере того, как Вы заливаете его в двигатель. StarDiagnosis отображает показания уровня масла и его температуры, и его качества. Система используется при заливке свежего масла при замене, т.к. условием для проверки является температура масла ниже 40 оС и выключенный двигатель. Отражается еще и качество масла. Осуществляется это путем использования масла вместо изолятора конденсатора. Основываясь на принципе изменения диэлектрических свойств масла при старении, блок делает вывод о качестве моторного масла. Рабочим считается диапазон 2,3-4,0 (где 2,3 — чистое масло, а 4,0 — подлежащее замене), максимально плохое состояние масла, которое способен увидеть датчик — 6,0. Есть один “забавный” двигатель — М275 — для всех вариантов этого двигателя завод предписывает измерять уровень масла в двигателе исключительно через показания датчика уровня масла (работники сервисов могут сделать эту операцию через Star Diagnosis). Мало того, уровень проверяется только на двигателе с температурой масла более 90 oС, на работающем двигателе, после 30 секундной работы двигателя на холостом ходу. Проверка сервисным щупом технологией не предусмотрена (см.документ GI18.00-P-014250).
Выбор масла
Основная задача масла – обеспечение смазки подвижных узлов двигателя. Чтобы эффективно уменьшить трение, нужно правильно выбирать жидкость. Также нужно заливать его в правильном объеме.
Какое масло следует заливать в мотор с учетом сезонности?
В зависимости от времени года моторные масла подразделены на 3 категории:
- Летние – обладают высокой вязкостью, чтобы стабильно работать при повышенных температурах, изготавливаются на синтетической либо минеральной основе.
- Зимние – им присущая вязкость ниже, но при этом выше текучесть, чем у летних, в категорию входят преимущественно синтетические продукты.
- Всесезонные – работают при разных температурах, не меняя вязкости и текучести. По прогнозам специалистов, универсальные жидкости вскоре вытеснят сезонные.
Какое масло заливать в бензиновый двигатель?
Стоит учесть особенности мотора и климатические условия. В теплых регионах уместно использовать минеральные жидкости, в средней полосе и ближе к северу – полусинтетику и синтетику.
Заливка масла в бензиновый двигатель
Какое масло заливать в дизельный двигатель?
В этом случае стоит учесть специфику работы дизеля. Для долговечности службы в дизельном моторе принципиально следить за качествами жидкости. Поскольку горючее здесь сгорает не целиком, требуется больше моющих и диспергирующих присадок. Одни нужны для удержания сажи во взвешенном виде, другие препятствуют образованию нагара на поршнях и цилиндрах.
Заливка масла в дизельный двигатель
По API класс не должен быть ниже CD, по ACEA – ниже B1. Для турбодизельных моторов выпуска позже 1990 г. нельзя использовать классы ниже CE и B2. Также надо помнить о рекомендованной производителем вязкости. При выборе расходников также отталкиваются от финансовых возможностей.
Характеристики изношенного двигателя
Изношенным двигатель может считаться уже после пройденных 100 000 км. Рассмотрим признаки, указывающие на износ движка:
- Выработка внутренних деталей ДВС. Причиной является неправильная эксплуатация силовой установки или агрессивное вождение.
- Утечка смазочной жидкости, тосола или топлива. Возникает вследствие износа колпачков, уплотнительных элементов или сальников.
- Образование нагара и закоксовка силового агрегата. Происходят из-за некачественного горючего, неисправной топливной системы или слишком большого интервала между заменами смазочного материала.
Все эти признаки становятся причиной затрудненного запуска силовой установки, низкой компрессии, слишком большого расхода топлива и потери мощности. Чтобы этого избежать, нужно вовремя производить замену смазочных материалов.
Как выбирать и использовать моторное масло: рекомендации
Используйте максимально качественную продукцию даже для старых двигателей, если вы хотите продлить срок службы силового агрегата. Качество масло не всегда пропорционально цене
Важно следить за развитием конкретной линейки. Некоторые компании-производители, заслужившие мировое имя, выпускают устаревшие составы
И наоборот, ряд новых фирм выпускает достаточно качественные смазочные материалы. Учитывайте. Что для каждого мотора разработаны специальные линейки составов. Они оптимально подходят для конкретного ДВС. Перед тем как приобрести моторное или трансмиссионное масло, следует изучить рекомендации производителя автомобиля; Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер; Использовать смазочные продукты, имеющие более высокий уровень качественных свойств, не всегда оправдано, так как это может негативно отразиться на стабильности работы самой системы смазки; Важно производить замену масла в сроки, указанные в рекомендациях завода-изготовителя авто. При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует производить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее «старится»; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями; При замене масла желательно менять и масляный фильтр; Недопустимо смешивать минеральное и синтетическое масло, это может привести к образованию нерастворимого осадка; не доливайте минеральное масло в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок; Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла; Периодически следует делать промывку системы смазки двигателя с помощью специальных жидкостей; нельзя допускать снижения уровня масла ниже установленного минимума, это неизбежно приведет к быстрому износу трущихся деталей; Маркировка масел для двигателя и трансмиссии должна обязательно содержать дату изготовления продукта, ориентируясь на которую, можно определить его пригодность (максимальный срок хранения смазочных материалов составляет 5 лет); Хранить моторное или трансмиссионное масло нужно только в герметичной емкости, предохраняющей продукт от воздействия влаги и воздуха. Не оценивайте масло по цвету, поскольку большинство присадок в нем делают масло более темным; Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
18 лучших моторных масел
Список хороших масел, которые можно рекомендовать новичкам на форуме Oil-club.ru
ВИДЕО
Какой бренд моторного масла выбрать?
Правда о маслах. Секреты производителей масел.
Как выбрать моторное масло
Моторные масла. Разновидности масел. Советы при выборе.
Какое моторное масло лучшее
Автомасла. Моторные масла. Коробочные масла. Краткий ликбез — спецификации и порядок замены
Признаки изношенного двигателя
Согласно информации российских автомобильных изданий, средний возраст легкового транспорта в стране составляет 6 лет. Причем за последнее время этот показатель упал, что говорит о более частой смене машин россиянами.
Параллельно увеличился средний пробег за год. Сегодня он составляет 30-35 тысяч километров. Если сопоставить эти цифры со средним возрастом, получим общим пробег среднестатистического легкового автомобиля за все время эксплуатации – от 150 до 200 тысяч километров.
Далеко не все, особенно отечественные, двигатели рассчитаны на такой пробег. Некоторые иномарки имеют ресурс в 300 тысяч километров, образцовые проезжают около 500 тысяч до капитального ремонта. Существуют и так называемые моторы-миллионники, способные проехать около 1 миллиона километров.
К категории двигателей с большим пробегом относят агрегаты, прошедшие свыше 100 тысяч км. Их «старость» определяют по следующим характерным признакам:
- Износ основных рабочих элементов и внутренних поверхностей: происходит из-за накопления внутри двигателя абразивных компонентов, нарушения правил эксплуатации, чрезмерно агрессивного стиля вождения
- Образование утечек масла: причина кроется в изношенных, утративших свою эластичность уплотнителях (сальниках, прокладках, колпачках и т.п.)
- Накопление нагара, закоксованность: часто наблюдается из-за применения низкокачественного горючего, проблем в составе топливной системы и нарушения интервала между заменами масла
- Низкая компрессия в цилиндрах
- Повышенный расхода топлива
- Снижение мощности и динамики двигателя, проблемы при его запуске
При возникновении подобных проблем следует разобраться в их причинах. Во многих случаях целесообразно перейти на использование масла, специально предназначенного для двигателей с большим пробегом.
Какое масло подходит для дизельного двигателя (DPF)
Дизельные двигатели постоянно совершенствуются. Сегодня можно встретить установку с сажевым фильтром, турбонаддувом, каталитическим реактором и другими деталями, повышающими мощность авто и комфорт при вождении. Однако это сильно затрудняет выбор
Чтобы ответить на вопрос, какое масло подойдет для дизельного мотора, нужно обращать внимание на вязкость и понимать маркировку на таре продукта
Лучшим, конечно же будет то, которое рекомендовано автопроизводителем
Покупая другую марку важно обращать внимание на вязкость – она не должна кардинально меняться при изменении температуры. Подойдут 0W30, 5W30, 5W40, 10W40 и 15W40
При выборе подходящего масла ориентируйтесь на стандарты API, для дизельного двигателя они имеют следующие маркировки:
- CD – с антикоррозийными и моющими присадками, подходит для мотора с наддувом и без наддува;
- СС – для двигателей малой и средней мощности, отличаются антикоррозийными и моющими свойствами;
- CF – для топлива с большим содержанием серы;
- СЕ – для работы при больших и средних нагрузках;
- СН – подходят для моторов с низким уровнем выбросов вредоносных веществ в атмосферу;
- CI и CJ – для самых современных автомобилей, с системой прямого впрыска, турбонаддува и очистки выхлопных газов.
Также следует учитывать маркировку ACEA (Европейская ассоциация автомобилестроителей) – для дизельных двигателей она имеет следующие обозначения:
- В1 – подходит для легкового транспорта и небольших фургонов, наиболее популярный тип масел;
- В2 – для авто с непрямым впрыском;
- В3 – масло с низкой вязкостью, чаще применяется в спортивных авто;
- В4 – для мотора с прямым впрыском;
- В5 – также смазка с низким уровнем вязкости;
- С1, С2, С3 – малозольные масла, для двигателей с зольным фильтром;
- С4 – отвечает самым жестким экологическим требованиям.
Для двигателя, оснащенного сажевым фильтром, обычные масла не подходят, так как они могут оставить трудноудаляемые отложения, что вызовет закупорку масляного канала. В этом случае заливаются марки с низким уровнем SAPS
Также стоит обращать внимание на малозольные смазки с маркировкой С1, С2, С3 и С4
5 простых шагов для выбора автомобильного масла
- Открываем сервисную книжку автомобиля или каталог применяемости автомобильных масел.
- Определяем вязкость по SAE.
- Смотрим допуски API, ACEA, ILSAC (для азиатских и американских автомобилей).
- Очень редко, но все же производители требуют использование конкретного типа масла – синтетика, полусинтетика. Например, такие требования есть у ряда моделей BMW.
- Выбираем моторное масло по полученным спецификациям.
Эти простые шаги помогут подобрать масло для всех типов двигателей (бензиновые, дизельные, с турбиной), принцип выбора не отличается.
Вам не нужно держать в голове, что значит каждая маркировка по API, ACEA, ILSAC, достаточно выяснить, какой класс рекомендован для вашего автомобиля и подобрать масло, которое соответствует этому классу. Все проще, чем кажется. А теперь рассмотрим подробнее каждый шаг.
Какое масло заливать при увеличенном пробеге?
На практике процедура замены рекомендуемого лубриканта выглядит так.
- При покупке новой машины водитель заливает масло оптимальной вязкости, рекомендуемой изготовителем.
- После преодоления определенной отметки двигатель уже не может нормально работать на заводской смеси. Подобное возможно по причине увеличения рабочих зазоров, при износе фрикционных пар. Следовательно, рекомендуемая жидкость не может обеспечить достаточной герметизации зазоров, построения необходимой толщины защитной пленки. Обычно подобное происходит после 100000 – 200000 километров пробега (зависит от модели авто).
- При плановой замене масла двигатель промывается и заливается новый, более густой состав.
Какие масла выбрать для дизельного двигателя
Современные моторные масла достаточно универсальны, но в случае дизельного топлива важно обратить внимание на несколько важных моментов. Это особенно актуально для более продвинутых конструкций
Наличие таких решений, как турбокомпрессор или сажевый фильтр DPF, значительно повышает требования к качеству масла. Поэтому правильный выбор масла в двигатель из числа предлагаемых на рынке становится несколько труднее, чем в случае с бензиновыми агрегатами.
Современный дизельный двигатель — довольно сложная конструкция. Кроме того, нагрузка выше, чем у бензиновых ДВС, что обусловлено, например, более быстрым достижением максимального крутящего момента.
Турбокомпрессор, установленный в современных дизельных двигателях, также «пользует» моторное масло. Поэтому особенно рекомендуется следовать инструкциям производителя и использовать масло, соответствующее стандартам, установленным для автомобиля.
Как правило, синтетическое масло следует использовать в новых двигателях, а в устаревших или с большим пробегом – полусинтетические и минеральные.
Какое масло лить в двигатель автомобиля с сажевым фильтром
Если автомобиль оснащен противосажевым фильтром (DPF, FAP), то масло должно иметь маркировку Low SAPS. В соответствии со стандартом ACEA масла для дизельных двигателей с сажевыми фильтрами обозначаются буквой C и следующим номером от 1 до 4.
Такие масла для дизельных двигателей обладают низким содержанием обогащающих присадок, которые вызывают отложения сульфатной золы, фосфора и серы в фильтре. Избыток этих веществ может быстро засорить и разрушить фильтр.
Это, конечно, не приводит к повреждению двигателя, а «только» к необходимости замены фильтра, но это может сильно ударить по карману. Для оригинальных комплектующих авторизованные мастерские насчитывают от нескольких тысяч за замену.
Поэтому стоит позаботиться о состоянии фильтра, чтобы не подвергать себя ненужным затратам. Правильно подобранное масло в двигатель поможет защититься от загрязнений и последствий работы при высоких температурах.
Насосные форсунки или Common Rail
При выборе масла для дизельного двигателя необходимо также обращать внимание на тип впрыска топлива. Форсунки насоса, приводимые в действие кулачками на распределительном валу, требуют применения подходящего масла, в противном случае существует риск преждевременного износа вала и дорогостоящего ремонта
Особое внимание следует также уделять маслам, допускающим более длительные интервалы замены. Можно выбрать с маркировкой LongLife или символом LL, но всегда проверять соответствие требованиям производителя
Старые автомобили с дизельными двигателями
К счастью, в случае старых автомобилей нет необходимости беспокоиться о защите современных технических решений
Для простых конструкций, таких как дизельные двигатели с естественной всасывающей способностью, достаточно обратить внимание на знак качества API
Это американский стандарт, обозначается двухбуквенными кодами. Поскольку не существует различия между маслами только для бензиновых и дизельных двигателей, на упаковке имеется двойная маркировка.
Обе состоят из двух букв, первая из которых обозначает стандарт для бензиновых (S) и дизельных (C) двигателей. Второй символизирует качество: чем дальше буква от начала алфавита, тем выше качество.
Для дизельного топлива может также отображаться цифра, обозначающая основание. Новейшим стандартом для дизельных двигателей является CK-4.
Мифом является то, что минеральное масло можно использовать после более чем нескольких сотен тысяч километров пробега – таким образом, можно повредить двигатель. Если используются синтетические масла для двигателя, следует придерживаться именно их и в дальнейшем не менять.
В случае старых автомобилей использование масла с параметрами, не полностью соответствующими характеристикам дизельного двигателя, практически безвредно. Ситуация ухудшается, если автомобиль оснащен новыми технологиями. В целом, чем новее и технологичнее дизель, тем сложнее выбор масла.
Заключение
Вот мы с Вами и выяснили главный критерий подбора любого автомобильного масла – допуск производителя. Это не культ и не догма – в некоторых случаях вполне можно применить и более современную «жижу», однако делать это необходимо, предварительно исследовав вопрос и проконсультировавшись со специалистами. Покупая и используя масла и жидкости, имеющие правильные допуски, Вы гарантируете своему автомобилю «богатырское здоровье» в течение длительного времени, как и практически бесконечный ресурс. Замена масла в коробке передач обязана производиться, пусть с увеличенной периодичностью относительно моторного, но регулярно и ответственно.