Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Содержание

Этапы переработки свинецсодержащих АКБ

Свинец не должен попасть в окружающую среду, это приведет к развитию опасных последствий. Правильная переработка аккумуляторов частично решает эту проблему, но в процессе утилизации возникает ряд проблем:

  • высвобождение в атмосферу пыли, содержащей фрагменты свинца (при разборке);
  • пары свинца диспергируются, попадают в легкие сотрудников перерабатывающего завода на этапе плавления металлов;
  • свинцовая пыль распространяется за пределы завода на одежде, вещах работников.

Утилизация свинцовых аккумуляторов проводится по схеме:

  1. Сбор, доставка утиля на перерабатывающий завод.
  2. Подготовка элементов конструкции к утилизации.
  3. Работы с металлами.

Установка для утилизации свинцово-кислотных аккумуляторов

Удаление электролита

Производится слив токопроводящей жидкости. Для этого вскрывают емкости, в которых она содержится. Откачивают электролит (в бытовых условиях – шприцом или грушей). Обязательно выполняют промывку дистиллированной водой. После этого закрывают емкости.

Подготовка к утилизации

Отходы складируют на поддонах. Когда те будут заполнены, АКБ через конвейер отправляют на участок для выполнения следующей операции.

Измельчение

Утиль перерабатывается в дробилке. Измельчение осуществляется путем воздействия на конструкцию аккумулятора большого количества молотов. При этом происходит отделение свинцово-кислотного материала от пластин, для чего используется фильтровальная установка.

Дробильная машина

Промывка компонентов

Отделяют части конструкции разных материалов. Одновременно осуществляется их промывка. Для этого измельченные АКБ погружают в воду.

Удаление пластика

Полимерный материал легче металла. Части корпуса всплывают на этапе промывки. Их собирают, сушат, затем складируют в контейнеры. Такой пластик отправляют на переработку. На специальных заводах его измельчают, чтобы в дальнейшем применить с целью производства новой продукции.

Нейтрализация кислоты

Масса, оставшаяся после выполненных манипуляций, должна быть обезврежена. В результате кислота нейтрализуется, удаляется.

Очистка воды

Используется метод отстаивания. Вследствие этого тяжелые фракции выпадают в осадок. Его возвращают к образовавшейся ранее смеси свинца.

Очистка промывочной воды

Обогащение и сушка металлов

В процессе утилизации старых АКБ твердые компоненты (металлы) проходят 2 дополнительных этапа:

  • обогащение очищенным углем;
  • отправка в барабан сушильной машины, при этом происходит интенсивное удаление влаги.

Плавление

Осуществляется переплавка свинца. Его разливают по формам. После остывания металл применяется повторно. В России его снова используют для изготовления аккумуляторных батарей, как и переработанный пластик. Это позволяет сэкономить на заготовке сырья для производства АКБ – получают 200 тыс. тонн материалов (металла, сплавов) вследствие утилизации.

Роторная печь для плавления лома свинцовых аккумуляторов

Технология переработки автомобильных аккумуляторов

Утилизация старых аккумуляторов осуществляется на специальных линиях. Они могут быть установлены на заводах-производителях АКБ или на предприятиях, которые специализируются только на переработке. Такие компании после переработки батарей поставляют сырьё для аккумуляторной отрасли.

Какие материалы можно получить в результате утилизации аккумуляторных батарей:

  • Свинец;
  • Стальной лом;
  • Медь;
  • Электролит;
  • Пластиковые гранулы.
  • Слив и переработка электролита. На начальном этапе разрушается корпус аккумуляторной батареи и сливается электролит. Аккумуляторы могут просто разбиваться в результате сброса их в определённую ёмкость. На некоторых предприятиях есть дисковые пилы, которыми они разрезаются. Слитый электролит подвергают нейтрализации. Эта операция проводится в герметичных камерах при высокой температуре. После этого его уже можно безопасно сливать в сточные воды. На некоторых предприятиях есть специальное оборудование, которое позволяет переработать электролит и запустить его в основное производство;
  • Дробление. Далее проводится дробление аккумуляторов в мощных дробилках. В результате происходит полное разрушение АКБ;
  • Фильтрация. После дробилок получившаяся масса пропускается через фильтры, где отсеивается свинцово-кислотная паста. Её отсеивают и отправляют на дальнейшую переработку;
  • Разделение металлов и пластика. Оставшаяся смесь дроблёного пластика и свинцовых элементов подаётся в установку гидродинамической сепарации. Цель этой операции – разделить пластиковый бой и металлические элементы;
  • Переработка пластика. Отделённый пластик собирается и отправляется на предприятия, занимающиеся выпуском пластиковых гранул. В дальнейшем их используют в качестве исходного сырья при производстве корпусов АКБ;
  • Очистка металлов. Полученная смесь металлических элементов смешивается с отфильтрованной ранее пастой. Все это заливается водой с добавлением химикатов, которые нейтрализуют кислоту. В результате получается осадок, который подвергается нейтрализации. Вода очищается и снова запускается в цикл. Полученная металлическая смесь подвергается сушке. На некоторых линиях отделяют стальной лом при помощи магнитной сепарации;
  • Выделение свинца. Очищенная смесь металлов поступает на плавку. Свинец имеет низкую температуру плавления и первым переходит в жидкое состояние. Остальные металлы всплывают на поверхность расплава, откуда и удаляются;
  • Очистка и выплавка свинца. Отделённый свинец очищается от примесей посредством добавления каустической соды. После этого свинец разливается по формам, а на его поверхности образуется плёнка, содержащая примеси. Удаляют вместе с частью свинца. Полученные слитки свинца отправляются на производство решёток электродов новых аккумуляторов.

Какие батарейки и аккумуляторы можно сдать на переработку

В нашей стране имеются специальные контейнеры, предназначенные для сбора:

  • Пальчиковых (АА), мизинчиковых (ААА) и других батареек;
  • Аккумуляторов от гаджетов и компьютерной техники;
  • Батарей-таблеток.
Популярные статьи  Что такое мочевина для дизельного двигателя

Существуют пункты приема аккумуляторов от ИПБ. Они производятся на основе свинца и принимаются в пунктах, которые расположены возле автосервисов и магазинов, продающих новые аккумуляторы.

Сдача и сбор батареек

Осознание вреда от неправильной утилизации отработавших элементов питания привело к популяризации их раздельного сбора. Сдать батарейки на утилизацию можно в специальных пунктах приема. Они расположены практически во всех крупных городах нашей страны.

Пункты приема

Приём батареек осуществляется в специализированных пунктах. Информация о них будет доступна по мере поступления информации. Вот некоторые из них:

  • Москва – магазины Вкус Вил
  • Санкт-Петербург – Экомобиль
  • Уфа – агентство недвижимости САН
  • Екатеринбург – Центр безопасности промышленных отходов
  • Самара – ГУП Экология
  • Челябинск — Интерком

Магазины электроники и торговые сети

В городах России сбором отработанных батареек занимаются различные магазины электроники:

  • Глобус. Торговые точки расположены в 11 городах страны. Компания заключила договор с перерабатывающими предприятиями, в которые доставляются отходы после сбора.
  • ИКЕА. Батарейки и аккумуляторы в этих торговых точках выбрасывают в специальные контейнеры желтого цвета. Прием свинцово-кислотных элементов питания не проводится.
  • Медиа Маркет. Контейнеры для сбора вторсырья располагаются более чем в 60 магазинах.
  • Эльдорадо. Магазины сети располагаются в 170+ городах России. Представители сети подписали контракт с компанией УКО, которая занимается доставкой элементов питания на заводы по их переработке.

Перед сдачей вторсырья в торговые точки рекомендуется узнать об актуальности приема, так как в некоторых из них могут временно приостановить приём.

Контейнеры для батареек

Контейнеры для элементов питания периодически устанавливаются в различных торговых центрах и магазинах. Каждый желающий может выбросить любое количество отслуживших своё элементов питания. Контейнеры также располагаются возле торговых точек или мусорных баков крупных жилищных комплексов.

Что делать, если поблизости нет пунктов сбора

В маленьких поселках и деревнях пункты приема отработанного вторсырья отсутствуют. Если возникает необходимость выбросить элементы питания, то их можно передать в пункт приема большого города через соседа или знакомого. Кроме того, можно создать свою точку приёма.

Важно! Ежегодно только в России на свалки выбрасывают 14-15 тонн использованных элементов питания. Всё это засоряет окружающую среду ядовитыми испарениями, негативно влияет на организм человека.. Лицензия на сбор и транспортировку отработанных элементов питания есть практически у всех отделений МЧС

Если б/у батареек много, стоит связаться с организацией, которая их утилизирует. Представители компании сами приедут забирать отходы

Лицензия на сбор и транспортировку отработанных элементов питания есть практически у всех отделений МЧС. Если б/у батареек много, стоит связаться с организацией, которая их утилизирует. Представители компании сами приедут забирать отходы.

Для безопасного хранения лучше приобрести специальный контейнер. Он имеет съемную крышку, которая герметично закрывается. В такой емкости можно хранить элементы питания долгое время.

По мере наполнения контейнера его отвозят в пункт приема и опусташают. В магазинах электроники, которые заключили контракт с перерабатывающим предприятием, установлены специальные контейнеры для сбора батареек. Если они отсутствуют, рекомендуется поинтересоваться у продавцов о возможности сдать вторсырьё.

Что собой представляют отработанные АКБ?

отработанный старый аккумулятор

Любой АКБ служит, как правило, не больше 4-х лет. А далее такой отработанный аккумулятор переходит в разряд опасных отходов, поскольку:

он содержит электролиты, в которых присутствует серная кислота, вызывающая тяжелые ожоги у человека. Кроме того, ее испарения опасно воздействуют на легкие и на дыхательные пути;

в АКБ присутствует свинец. С одной стороны, это канцерогенный металл, а его соединения образуют политропный ад. Этот яд способен вызвать необратимые изменения в нервной и сердечнососудистой системах. Но с другой стороны, свинец является ценным цветным металлом. При изготовлении стандартного автомобильного аккумулятора используется около 17 кг свинца, покупная стоимость которого в регионах разнится и доходит до 100 рублей за 1 кг и даже более. Именно этот металл и составляет интерес закупщиков.

Однако отработанные аккумуляторы, которые подлежат переработке и идут на утилизацию, по истечении своего срока службы не относится к лому цветных металлов. Он классифицируется согласно федеральному закону №89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах потребления» (статья 1), как отходы. И в зависимости от фактического содержания в аккумуляторах электролита они могут признаваться отходами II класса опасности (т.е. отходы с высокой опасностью) или  отходами III класса опасности (т.е. отходы умеренной опасности) по ФККО. Перевод АКБ из одного класса опасности в меньший означает слив из него электролита, который очень вреден и не имеет коммерческой ценности. Данный процесс на языке законодательства именуется обезвреживанием. Согласно ст.1 закона №89-ФЗ обезвреживание происходит посредством изменения у отходов их состава, их химико-физических свойств. Цель данных изменений – уменьшение отрицательного влияния отходов на окружающую среду и на людей.

Определение класса опасности у аккумуляторов производится с помощью специального классификатора отходов, утвержденного Росприроднадзором РФ в приказе №445 от 18 июля 2014г. Согласно этому классификатору вид каждой батареи занесен в соответствующий блок:

в блоке №9 представлены коды для автомобильных аккумуляторов;

в блоке №4 отражены коды для остальных видов батарей.

Последняя цифра (11-я) в коде означает класс опасности. И поскольку лом АКБ относятся либо к 2-му, либо к 3-му классу опасности, то получать лицензию для работы с ними придется обязательно, включая лицензию на сбор!

Популярные статьи  Чистокровный японец. В продажу поступает второй рестайлинг Toyota Aqua

Видео – как происходит утилизация аккумуляторов:

Какое помещение нужно?

Не рекомендуется хранить старые аккумуляторы в больших количествах у себя дома. Они выделяют токсические вещества, которые могут серьезно навредить здоровью и даже привести к проблемам с законом. Для хранения батарей необходим склад, который можно организовать в гараже или сарае.

Сам гараж можно либо арендовать, либо приобрести в собственность. Второе предпочтительнее, так как не всякий арендодатель согласится, чтобы в его собственности хранились потенциально опасные грузы. К тому же гараж, находящийся в собственности — ценный актив, который всегда можно продать в тяжелые времена или при желании уйти из этого бизнеса.

Максимальная выгода от сдачи АКБ

Крупные производители скупают устройства не напрямую у населения по одной единице, а оптом у посредников. Чем больше точек приема у одного предпринимателя, тем большую прибыль удается получать. Сложно сказать, сколько зарабатывает конкретный скупщик. Все зависит от его умения торговаться и наличия щедрого производителя, готового хорошо заплатить за товар.

В среднем выгода может составлять от 50 до 100%. Чаще всего посредники предлагают 20-25 рублей за 1 килограмм отработанного АКБ. Цена же закупки у производителя, как правило, составляет от 75 рублей.

В последнее время наблюдается тенденция, когда изготовитель расплачивается со скупщиком не наличными, а выдает на определенную сумму денег новые батареи. Однако и от их реализации посредник получает немалую выгоду. Главное – правильно организовать точку приема старых аккумуляторов и продажи новых.

Когда выходит срок эксплуатации АКБ?

Устройства со временем теряют свои эксплуатационные свойства, что не позволяет добиться эффективной функциональности автомобиля.

В климатических условиях нашей страны, при интенсивной эксплуатации транспортного средства, срок службы АКБ составляет порядка 2-5 лет. Более точным показателем является пробег автомобиля. Рекомендуется менять АКБ каждые 125-150 тысяч километров при соблюдении эксплуатационных требований и периодическом техосмотре. Если обслуживание машины выполняется редко и на аккумуляторе имеются механические дефекты, срок эксплуатации может сократиться до 30-40 тысяч километров.

Утилизация аккумуляторов разных типов

Существует несколько основных видов аккумуляторов для автомобилей, но каждый из них нуждается в утилизации. Если просто выбросить АКБ на помойку, то через некоторое время под воздействием разных факторов из него может начать вытекать электролит. Это опасное, ядовитое для животных и грунта химическое соединение, наносящее окружающей среде непоправимый вред.

Поэтому утилизация аккумуляторных батарей – это обязанность современного общества. Во многих развитых странах мира подобные процессы давно нашли поддержку на государственном уровне.

Зачем нужна?

Утилизировать отработанные автомобильные аккумуляторы нужно обязательно потому, что при простом выбросе их на свалку, на разложение пластиковых элементов изделия уйдет около 40-60 лет, а на разложение химических соединений и электролита – не одно столетие. Иными словами, в течение столетий в месте выброса АКБ грунт будет отравлен и непригоден для использования.

Утилизация АКБ также позволяет использовать многие компоненты аккумулятора повторно. Металлы могут применяться в металлургической промышленности, полимерные компоненты – при изготовлении пластиковых изделий, серная кислота и щелочи – в химической отрасли.

Как происходит?

Сдача аккумулятора в утиль – правильное решение, позволяющее не только обеспечить безопасность переработки АКБ, но получить немного денег. Утилизируют старые АКБ на специальных технологических линиях. Такое оборудование позволяет безопасно разобрать и разделить бывшие в употреблении автомобильные аккумуляторы на отдельные компоненты, многие в дальнейшем можно использовать повторно (например, практически все металлы).

Из обычного автомобильной батареи обычно получают:

  • Стальной лом.
  • Полимерные гранулы.
  • Медные компоненты.
  • Электролит.
  • Свинец, свинцовые соединения.

Процесс утилизации автомобильных АКБ включает в себя несколько этапов.

Работы проводятся в следующей последовательности:

  1. Сначала сливается и перерабатывается химическим образом электролит (его нейтрализуют для дальнейшей утилизации в стоки либо регенерируют для получения сернистой кислоты, пригодной для повторного использования).
  2. Дробление (с помощью дробильного оборудования для разрушения изделия).
  3. Фильтрация (чтобы отсеять кислотно-свинцовую пасту).
  4. Разделение полимеров и металлов.
  5. Переработка полимерных компонентов.
  6. Очистка металлов.
  7. Получение свинца.
  8. Очищение и плавка свинца.

Получившийся лом от аккумуляторов применяется в металлургической промышленности либо при производстве новых АКБ и аналогичной продукции.

Оборудование для переработки аккумуляторных батарей

Установка оборудования для переработки включает в себя установку автоматизированной линии, позволяющей исключить розлив и испарение электролита и соответственно попадание его в организм человека. В комплект оборудования также входят различные печи, сушильные аппараты, фильтры, дробилки, установки для очистки воздуха и т.д.

Утилизация аккумуляторных батарей – это современный рациональный способ избавиться от старых, пришедших в негодность приборов. Переработка АКБ позволяет сохранить нормальное состояние среды, здоровье людей и многие природные ресурсы за счет получения вторсырья

Нужно, чтобы каждый человек нашей страны понимал важность этой процедуры

О том, как происходит утилизационный процесс и переработка свинцово-кислотных аккумуляторов, наглядно рассказывают в следующем коротком видео.

Процесс переработки батареек

На заводе привезенные батарейки вручную отбираются и сортируются по типам: литиевые, никелевые и т.п. Затем будущее сырье грузят на конвейеры со специальными измельчителями. Полученные частички металла затем приклеиваются к большим магнитам, откуда они отправляются в цех для дальнейшей сортировки и обработки.

В Европе батарейки уничтожают с использованием высоких температур. Метод называется пирометаллургией. Металл плавится и под воздействием жара очищается от примесей. Сразу после охлаждения он вновь готов к использованию. Вторичное сырье такого металла используют в химической промышленности.

Популярные статьи  Азбука автолюбителя

Гидрометаллургический метод чаще применяют в странах СНГ. В его основе лежит процесс растворения металла в большом количестве серной кислоты. Это довольно опасный метод, который не рекомендуется повторять в домашних условиях. После полного растворения металла, раствор выпаривают под воздействием высоких температур, а затем используют полученные соли как удобрение или минеральные добавки.

Оба процесса переработки батареек затратны по стоимости, поэтому заводы размещены по территории стран в недостаточном количестве. Однако в развитых европейских государствах процесс сортировки и утилизации отходов налажен гораздо лучше, что снижает конечную стоимость вторичного сырья.

Правила утилизации батареек

Потребителю запрещено самостоятельно пытаться переработать батарейки или разобрать аккумулятор. Все правила, которые потребуется соблюдать, изложены в небольшой инструкции:

  1. Потребитель складывает любые аккумуляторы или батарейки, которые накопились у его дома, в пластиковую или целлофановую тару, которая плотно закрывается. Сырье для переработки хранится до сдачи тоже только в герметично закрытом пакете.
  2. После того, как емкость заполнена (обычно, этот момент наступает только через несколько лет), человек самостоятельно прибывает в пункт сдачи батареек, ближайший к месту жительства.
  3. На пункте батарейки выбрасываются в специальный контейнер.

Дальше дело за перерабатывающим заводом, в который попадут гальванические элементы. После переработки их можно использовать в качестве сырья для новых батареек и аккумуляторов.

Технология переработки старых аккумуляторов

Основной целью утилизации автомобильных отработанных аккумуляторов является максимальное уменьшение уровня опасности б/у изделия для окружающей среды и экологии. Этого возможно достигнуть только при полноценной переработке АКБ, за счет которой от изделия остается только свинец, полимерные компоненты, серная кислота и другие металлы – всё это сырье вполне подходит для повторного использования и не выбрасывается на свалку.

Можно выделить две технологии переработки старых АКБ:

  • Ручная. Подразумевает банальную разборку аккумулятора с использованием подручных средств, инструментов и физической силы. Это простой метод, во время которого из батареи сливают электролит, удаляют нагревом герметизирующую мастику, снимают верхнюю крышку, высверливают борны, перемычки, снимают крышки банок, вынимают блоки электродов и т.д.
  • Автоматическая. Разборка старых АКБ в этом случае производится на перерабатывающих заводах с использованием специализированного оборудования. Процесс максимально автоматизирован, безопасен. Автоматическим образом выполняется утилизация свинцовых и других аккумуляторов, а также обычных батареек.

Переработка батареек на основе лития

Переработка батарей, сделанных на основе литий-ионной технологии, на сегодняшний день для всего мира является серьезной проблемой.

Сфера переработке батареек на основе лития только развивается, поэтому есть перспективы того, что в скором времени и в России появятся предприятия, которые будут заниматься их утилизацией.

Условия приёма АКБ

Решив сдать автомобильный аккумулятор, вы можете столкнуться с ситуацией, когда разные скупщики будут предлагать свои условия сделки, зачастую различающиеся кардинально.

Одни предлагают фиксированную цену за единицу, у других ценник формируется в зависимости от ёмкости батареи, третьи могут выставлять стоимость в зависимости от веса АКБ. Стоит также поинтересоваться, не полагается ли скидка на новый аккумулятор при сдаче в утиль старого.

В любом случае именно вам предстоит определить, где выгоднее сдать отработанный источник питания.

По большому счёту вас не должна беспокоить судьба сданной батареи, но если вы заботитесь о сохранности природной среды, то лучше обходите стороной частных приёмщиков, предпочитая крупные автомагазины. Они гарантированно работают с оптовиками, которые либо сами занимаются переработкой, либо сдают батареи специализированным предприятиям, где процесс переработки налажен в соответствии с нормами экологичной безопасности, исключающими попадание вредных материалов в природную среду.

Типичная технология переработки свинцово-кислотных и иных разновидностей автомобильных аккумуляторов для повторного использования в основном производстве состоит из нескольких этапов:

  • сначала электролит (раствор кислоты или щёлочи) аккуратно сливается в специальные резервуары, где посредством химической обработки жидкости разделяются на компоненты, воду и кислоту или щёлочь, а последние составляющие впоследствии нейтрализуют, обычно тоже химическим или электрохимическим способом;
  • корпус батареи разбирается, после чего приступают к обработке внутреннего содержимого АКБ;
  • и пластик, и свинец подлежат отправке на предприятия, занимающиеся переработкой этих компонентов, остальные материалы, представляющие хоть малейшую опасность для окружающей среды, подлежат уничтожению или утилизации в спецхранилищах.

Каждый водитель должен понимать, что утилизация автомобильного аккумулятора – это не только способ получения денег за использованный продукт, но и внесение посильного вклада в нужное дело защиты окружающей среды. К перерабатывающим предприятиям тоже применяются ограничительные меры: они должны обладать лицензией на осуществление подобной хоздеятельности и соблюдать все нормативные требования, относящиеся к переработке и утилизации экологически опасных материалов.

Вполне возможно, что тот приёмный пункт, в который вы обратились, работает не со всеми видами автомобильных аккумуляторов, отказываясь принимать гелевые, щелочные или иные разновидности аккумуляторов. В этом случае стоит поискать другого приёмщика – наверняка таковые имеются в вашем городе.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии
Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию
Масло в двигатель Peugeot Boxer
Для любых предложений по сайту: [email protected]