Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Содержание

Этапы переработки свинецсодержащих АКБ

Свинец не должен попасть в окружающую среду, это приведет к развитию опасных последствий. Правильная переработка аккумуляторов частично решает эту проблему, но в процессе утилизации возникает ряд проблем:

  • высвобождение в атмосферу пыли, содержащей фрагменты свинца (при разборке);
  • пары свинца диспергируются, попадают в легкие сотрудников перерабатывающего завода на этапе плавления металлов;
  • свинцовая пыль распространяется за пределы завода на одежде, вещах работников.

Утилизация свинцовых аккумуляторов проводится по схеме:

  1. Сбор, доставка утиля на перерабатывающий завод.
  2. Подготовка элементов конструкции к утилизации.
  3. Работы с металлами.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизациюУстановка для утилизации свинцово-кислотных аккумуляторов

Удаление электролита

Производится слив токопроводящей жидкости. Для этого вскрывают емкости, в которых она содержится. Откачивают электролит (в бытовых условиях – шприцом или грушей). Обязательно выполняют промывку дистиллированной водой. После этого закрывают емкости.

Подготовка к утилизации

Отходы складируют на поддонах. Когда те будут заполнены, АКБ через конвейер отправляют на участок для выполнения следующей операции.

Измельчение

Утиль перерабатывается в дробилке. Измельчение осуществляется путем воздействия на конструкцию аккумулятора большого количества молотов. При этом происходит отделение свинцово-кислотного материала от пластин, для чего используется фильтровальная установка.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизациюДробильная машина

Промывка компонентов

Отделяют части конструкции разных материалов. Одновременно осуществляется их промывка. Для этого измельченные АКБ погружают в воду.

Удаление пластика

Полимерный материал легче металла. Части корпуса всплывают на этапе промывки. Их собирают, сушат, затем складируют в контейнеры. Такой пластик отправляют на переработку. На специальных заводах его измельчают, чтобы в дальнейшем применить с целью производства новой продукции.

Нейтрализация кислоты

Масса, оставшаяся после выполненных манипуляций, должна быть обезврежена. В результате кислота нейтрализуется, удаляется.

Очистка воды

Используется метод отстаивания. Вследствие этого тяжелые фракции выпадают в осадок. Его возвращают к образовавшейся ранее смеси свинца.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизациюОчистка промывочной воды

Обогащение и сушка металлов

В процессе утилизации старых АКБ твердые компоненты (металлы) проходят 2 дополнительных этапа:

  • обогащение очищенным углем;
  • отправка в барабан сушильной машины, при этом происходит интенсивное удаление влаги.

Плавление

Осуществляется переплавка свинца. Его разливают по формам. После остывания металл применяется повторно. В России его снова используют для изготовления аккумуляторных батарей, как и переработанный пластик. Это позволяет сэкономить на заготовке сырья для производства АКБ – получают 200 тыс. тонн материалов (металла, сплавов) вследствие утилизации.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизациюРоторная печь для плавления лома свинцовых аккумуляторов

Технология переработки автомобильных аккумуляторов

Утилизация старых аккумуляторов осуществляется на специальных линиях. Они могут быть установлены на заводах-производителях АКБ или на предприятиях, которые специализируются только на переработке. Такие компании после переработки батарей поставляют сырьё для аккумуляторной отрасли.

Какие материалы можно получить в результате утилизации аккумуляторных батарей:

  • Свинец;
  • Стальной лом;
  • Медь;
  • Электролит;
  • Пластиковые гранулы.
  • Слив и переработка электролита. На начальном этапе разрушается корпус аккумуляторной батареи и сливается электролит. Аккумуляторы могут просто разбиваться в результате сброса их в определённую ёмкость. На некоторых предприятиях есть дисковые пилы, которыми они разрезаются. Слитый электролит подвергают нейтрализации. Эта операция проводится в герметичных камерах при высокой температуре. После этого его уже можно безопасно сливать в сточные воды. На некоторых предприятиях есть специальное оборудование, которое позволяет переработать электролит и запустить его в основное производство;
  • Дробление. Далее проводится дробление аккумуляторов в мощных дробилках. В результате происходит полное разрушение АКБ;
  • Фильтрация. После дробилок получившаяся масса пропускается через фильтры, где отсеивается свинцово-кислотная паста. Её отсеивают и отправляют на дальнейшую переработку;
  • Разделение металлов и пластика. Оставшаяся смесь дроблёного пластика и свинцовых элементов подаётся в установку гидродинамической сепарации. Цель этой операции – разделить пластиковый бой и металлические элементы;
  • Переработка пластика. Отделённый пластик собирается и отправляется на предприятия, занимающиеся выпуском пластиковых гранул. В дальнейшем их используют в качестве исходного сырья при производстве корпусов АКБ;
  • Очистка металлов. Полученная смесь металлических элементов смешивается с отфильтрованной ранее пастой. Все это заливается водой с добавлением химикатов, которые нейтрализуют кислоту. В результате получается осадок, который подвергается нейтрализации. Вода очищается и снова запускается в цикл. Полученная металлическая смесь подвергается сушке. На некоторых линиях отделяют стальной лом при помощи магнитной сепарации;
  • Выделение свинца. Очищенная смесь металлов поступает на плавку. Свинец имеет низкую температуру плавления и первым переходит в жидкое состояние. Остальные металлы всплывают на поверхность расплава, откуда и удаляются;
  • Очистка и выплавка свинца. Отделённый свинец очищается от примесей посредством добавления каустической соды. После этого свинец разливается по формам, а на его поверхности образуется плёнка, содержащая примеси. Удаляют вместе с частью свинца. Полученные слитки свинца отправляются на производство решёток электродов новых аккумуляторов.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Какие батарейки и аккумуляторы можно сдать на переработку

В нашей стране имеются специальные контейнеры, предназначенные для сбора:

  • Пальчиковых (АА), мизинчиковых (ААА) и других батареек;
  • Аккумуляторов от гаджетов и компьютерной техники;
  • Батарей-таблеток.
Популярные статьи  Что такое мочевина для дизельного двигателя

Существуют пункты приема аккумуляторов от ИПБ. Они производятся на основе свинца и принимаются в пунктах, которые расположены возле автосервисов и магазинов, продающих новые аккумуляторы.

Сдача и сбор батареек

Осознание вреда от неправильной утилизации отработавших элементов питания привело к популяризации их раздельного сбора. Сдать батарейки на утилизацию можно в специальных пунктах приема. Они расположены практически во всех крупных городах нашей страны.

Пункты приема

Приём батареек осуществляется в специализированных пунктах. Информация о них будет доступна по мере поступления информации. Вот некоторые из них:

  • Москва – магазины Вкус Вил
  • Санкт-Петербург – Экомобиль
  • Уфа – агентство недвижимости САН
  • Екатеринбург – Центр безопасности промышленных отходов
  • Самара – ГУП Экология
  • Челябинск — Интерком

Магазины электроники и торговые сети

В городах России сбором отработанных батареек занимаются различные магазины электроники:

  • Глобус. Торговые точки расположены в 11 городах страны. Компания заключила договор с перерабатывающими предприятиями, в которые доставляются отходы после сбора.
  • ИКЕА. Батарейки и аккумуляторы в этих торговых точках выбрасывают в специальные контейнеры желтого цвета. Прием свинцово-кислотных элементов питания не проводится.
  • Медиа Маркет. Контейнеры для сбора вторсырья располагаются более чем в 60 магазинах.
  • Эльдорадо. Магазины сети располагаются в 170+ городах России. Представители сети подписали контракт с компанией УКО, которая занимается доставкой элементов питания на заводы по их переработке.

Перед сдачей вторсырья в торговые точки рекомендуется узнать об актуальности приема, так как в некоторых из них могут временно приостановить приём.

Контейнеры для батареек

Контейнеры для элементов питания периодически устанавливаются в различных торговых центрах и магазинах. Каждый желающий может выбросить любое количество отслуживших своё элементов питания. Контейнеры также располагаются возле торговых точек или мусорных баков крупных жилищных комплексов.

Что делать, если поблизости нет пунктов сбора

В маленьких поселках и деревнях пункты приема отработанного вторсырья отсутствуют. Если возникает необходимость выбросить элементы питания, то их можно передать в пункт приема большого города через соседа или знакомого. Кроме того, можно создать свою точку приёма.

Важно! Ежегодно только в России на свалки выбрасывают 14-15 тонн использованных элементов питания. Всё это засоряет окружающую среду ядовитыми испарениями, негативно влияет на организм человека.. Лицензия на сбор и транспортировку отработанных элементов питания есть практически у всех отделений МЧС

Если б/у батареек много, стоит связаться с организацией, которая их утилизирует. Представители компании сами приедут забирать отходы

Лицензия на сбор и транспортировку отработанных элементов питания есть практически у всех отделений МЧС. Если б/у батареек много, стоит связаться с организацией, которая их утилизирует. Представители компании сами приедут забирать отходы.

Для безопасного хранения лучше приобрести специальный контейнер. Он имеет съемную крышку, которая герметично закрывается. В такой емкости можно хранить элементы питания долгое время.

По мере наполнения контейнера его отвозят в пункт приема и опусташают. В магазинах электроники, которые заключили контракт с перерабатывающим предприятием, установлены специальные контейнеры для сбора батареек. Если они отсутствуют, рекомендуется поинтересоваться у продавцов о возможности сдать вторсырьё.

Что собой представляют отработанные АКБ?

отработанный старый аккумулятор

Любой АКБ служит, как правило, не больше 4-х лет. А далее такой отработанный аккумулятор переходит в разряд опасных отходов, поскольку:

он содержит электролиты, в которых присутствует серная кислота, вызывающая тяжелые ожоги у человека. Кроме того, ее испарения опасно воздействуют на легкие и на дыхательные пути;

в АКБ присутствует свинец. С одной стороны, это канцерогенный металл, а его соединения образуют политропный ад. Этот яд способен вызвать необратимые изменения в нервной и сердечнососудистой системах. Но с другой стороны, свинец является ценным цветным металлом. При изготовлении стандартного автомобильного аккумулятора используется около 17 кг свинца, покупная стоимость которого в регионах разнится и доходит до 100 рублей за 1 кг и даже более. Именно этот металл и составляет интерес закупщиков.

Однако отработанные аккумуляторы, которые подлежат переработке и идут на утилизацию, по истечении своего срока службы не относится к лому цветных металлов. Он классифицируется согласно федеральному закону №89-ФЗ от 24.06.98 г. «Об отходах потребления» (статья 1), как отходы. И в зависимости от фактического содержания в аккумуляторах электролита они могут признаваться отходами II класса опасности (т.е. отходы с высокой опасностью) или  отходами III класса опасности (т.е. отходы умеренной опасности) по ФККО. Перевод АКБ из одного класса опасности в меньший означает слив из него электролита, который очень вреден и не имеет коммерческой ценности. Данный процесс на языке законодательства именуется обезвреживанием. Согласно ст.1 закона №89-ФЗ обезвреживание происходит посредством изменения у отходов их состава, их химико-физических свойств. Цель данных изменений – уменьшение отрицательного влияния отходов на окружающую среду и на людей.

Определение класса опасности у аккумуляторов производится с помощью специального классификатора отходов, утвержденного Росприроднадзором РФ в приказе №445 от 18 июля 2014г. Согласно этому классификатору вид каждой батареи занесен в соответствующий блок:

в блоке №9 представлены коды для автомобильных аккумуляторов;

в блоке №4 отражены коды для остальных видов батарей.

Последняя цифра (11-я) в коде означает класс опасности. И поскольку лом АКБ относятся либо к 2-му, либо к 3-му классу опасности, то получать лицензию для работы с ними придется обязательно, включая лицензию на сбор!

Популярные статьи  Чистокровный японец. В продажу поступает второй рестайлинг Toyota Aqua

Видео – как происходит утилизация аккумуляторов:

Какое помещение нужно?

Не рекомендуется хранить старые аккумуляторы в больших количествах у себя дома. Они выделяют токсические вещества, которые могут серьезно навредить здоровью и даже привести к проблемам с законом. Для хранения батарей необходим склад, который можно организовать в гараже или сарае.

Сам гараж можно либо арендовать, либо приобрести в собственность. Второе предпочтительнее, так как не всякий арендодатель согласится, чтобы в его собственности хранились потенциально опасные грузы. К тому же гараж, находящийся в собственности — ценный актив, который всегда можно продать в тяжелые времена или при желании уйти из этого бизнеса.

Максимальная выгода от сдачи АКБ

Крупные производители скупают устройства не напрямую у населения по одной единице, а оптом у посредников. Чем больше точек приема у одного предпринимателя, тем большую прибыль удается получать. Сложно сказать, сколько зарабатывает конкретный скупщик. Все зависит от его умения торговаться и наличия щедрого производителя, готового хорошо заплатить за товар.

В среднем выгода может составлять от 50 до 100%. Чаще всего посредники предлагают 20-25 рублей за 1 килограмм отработанного АКБ. Цена же закупки у производителя, как правило, составляет от 75 рублей.

В последнее время наблюдается тенденция, когда изготовитель расплачивается со скупщиком не наличными, а выдает на определенную сумму денег новые батареи. Однако и от их реализации посредник получает немалую выгоду. Главное – правильно организовать точку приема старых аккумуляторов и продажи новых.

Когда выходит срок эксплуатации АКБ?

Устройства со временем теряют свои эксплуатационные свойства, что не позволяет добиться эффективной функциональности автомобиля.

В климатических условиях нашей страны, при интенсивной эксплуатации транспортного средства, срок службы АКБ составляет порядка 2-5 лет. Более точным показателем является пробег автомобиля. Рекомендуется менять АКБ каждые 125-150 тысяч километров при соблюдении эксплуатационных требований и периодическом техосмотре. Если обслуживание машины выполняется редко и на аккумуляторе имеются механические дефекты, срок эксплуатации может сократиться до 30-40 тысяч километров.

Утилизация аккумуляторов разных типов

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Существует несколько основных видов аккумуляторов для автомобилей, но каждый из них нуждается в утилизации. Если просто выбросить АКБ на помойку, то через некоторое время под воздействием разных факторов из него может начать вытекать электролит. Это опасное, ядовитое для животных и грунта химическое соединение, наносящее окружающей среде непоправимый вред.

Поэтому утилизация аккумуляторных батарей – это обязанность современного общества. Во многих развитых странах мира подобные процессы давно нашли поддержку на государственном уровне.

Зачем нужна?

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Утилизировать отработанные автомобильные аккумуляторы нужно обязательно потому, что при простом выбросе их на свалку, на разложение пластиковых элементов изделия уйдет около 40-60 лет, а на разложение химических соединений и электролита – не одно столетие. Иными словами, в течение столетий в месте выброса АКБ грунт будет отравлен и непригоден для использования.

Утилизация АКБ также позволяет использовать многие компоненты аккумулятора повторно. Металлы могут применяться в металлургической промышленности, полимерные компоненты – при изготовлении пластиковых изделий, серная кислота и щелочи – в химической отрасли.

Как происходит?

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Сдача аккумулятора в утиль – правильное решение, позволяющее не только обеспечить безопасность переработки АКБ, но получить немного денег. Утилизируют старые АКБ на специальных технологических линиях. Такое оборудование позволяет безопасно разобрать и разделить бывшие в употреблении автомобильные аккумуляторы на отдельные компоненты, многие в дальнейшем можно использовать повторно (например, практически все металлы).

Из обычного автомобильной батареи обычно получают:

  • Стальной лом.
  • Полимерные гранулы.
  • Медные компоненты.
  • Электролит.
  • Свинец, свинцовые соединения.

Процесс утилизации автомобильных АКБ включает в себя несколько этапов.

Работы проводятся в следующей последовательности:

  1. Сначала сливается и перерабатывается химическим образом электролит (его нейтрализуют для дальнейшей утилизации в стоки либо регенерируют для получения сернистой кислоты, пригодной для повторного использования).
  2. Дробление (с помощью дробильного оборудования для разрушения изделия).
  3. Фильтрация (чтобы отсеять кислотно-свинцовую пасту).
  4. Разделение полимеров и металлов.
  5. Переработка полимерных компонентов.
  6. Очистка металлов.
  7. Получение свинца.
  8. Очищение и плавка свинца.

Получившийся лом от аккумуляторов применяется в металлургической промышленности либо при производстве новых АКБ и аналогичной продукции.

Оборудование для переработки аккумуляторных батарей

Установка оборудования для переработки включает в себя установку автоматизированной линии, позволяющей исключить розлив и испарение электролита и соответственно попадание его в организм человека. В комплект оборудования также входят различные печи, сушильные аппараты, фильтры, дробилки, установки для очистки воздуха и т.д.

Утилизация аккумуляторных батарей – это современный рациональный способ избавиться от старых, пришедших в негодность приборов. Переработка АКБ позволяет сохранить нормальное состояние среды, здоровье людей и многие природные ресурсы за счет получения вторсырья

Нужно, чтобы каждый человек нашей страны понимал важность этой процедуры

О том, как происходит утилизационный процесс и переработка свинцово-кислотных аккумуляторов, наглядно рассказывают в следующем коротком видео.

Процесс переработки батареек

На заводе привезенные батарейки вручную отбираются и сортируются по типам: литиевые, никелевые и т.п. Затем будущее сырье грузят на конвейеры со специальными измельчителями. Полученные частички металла затем приклеиваются к большим магнитам, откуда они отправляются в цех для дальнейшей сортировки и обработки.

В Европе батарейки уничтожают с использованием высоких температур. Метод называется пирометаллургией. Металл плавится и под воздействием жара очищается от примесей. Сразу после охлаждения он вновь готов к использованию. Вторичное сырье такого металла используют в химической промышленности.

Популярные статьи  Азбука автолюбителя

Гидрометаллургический метод чаще применяют в странах СНГ. В его основе лежит процесс растворения металла в большом количестве серной кислоты. Это довольно опасный метод, который не рекомендуется повторять в домашних условиях. После полного растворения металла, раствор выпаривают под воздействием высоких температур, а затем используют полученные соли как удобрение или минеральные добавки.

Оба процесса переработки батареек затратны по стоимости, поэтому заводы размещены по территории стран в недостаточном количестве. Однако в развитых европейских государствах процесс сортировки и утилизации отходов налажен гораздо лучше, что снижает конечную стоимость вторичного сырья.

Правила утилизации батареек

Потребителю запрещено самостоятельно пытаться переработать батарейки или разобрать аккумулятор. Все правила, которые потребуется соблюдать, изложены в небольшой инструкции:

  1. Потребитель складывает любые аккумуляторы или батарейки, которые накопились у его дома, в пластиковую или целлофановую тару, которая плотно закрывается. Сырье для переработки хранится до сдачи тоже только в герметично закрытом пакете.
  2. После того, как емкость заполнена (обычно, этот момент наступает только через несколько лет), человек самостоятельно прибывает в пункт сдачи батареек, ближайший к месту жительства.
  3. На пункте батарейки выбрасываются в специальный контейнер.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Дальше дело за перерабатывающим заводом, в который попадут гальванические элементы. После переработки их можно использовать в качестве сырья для новых батареек и аккумуляторов.

Технология переработки старых аккумуляторов

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Основной целью утилизации автомобильных отработанных аккумуляторов является максимальное уменьшение уровня опасности б/у изделия для окружающей среды и экологии. Этого возможно достигнуть только при полноценной переработке АКБ, за счет которой от изделия остается только свинец, полимерные компоненты, серная кислота и другие металлы – всё это сырье вполне подходит для повторного использования и не выбрасывается на свалку.

Можно выделить две технологии переработки старых АКБ:

  • Ручная. Подразумевает банальную разборку аккумулятора с использованием подручных средств, инструментов и физической силы. Это простой метод, во время которого из батареи сливают электролит, удаляют нагревом герметизирующую мастику, снимают верхнюю крышку, высверливают борны, перемычки, снимают крышки банок, вынимают блоки электродов и т.д.
  • Автоматическая. Разборка старых АКБ в этом случае производится на перерабатывающих заводах с использованием специализированного оборудования. Процесс максимально автоматизирован, безопасен. Автоматическим образом выполняется утилизация свинцовых и других аккумуляторов, а также обычных батареек.

Переработка батареек на основе лития

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Переработка батарей, сделанных на основе литий-ионной технологии, на сегодняшний день для всего мира является серьезной проблемой.

Сфера переработке батареек на основе лития только развивается, поэтому есть перспективы того, что в скором времени и в России появятся предприятия, которые будут заниматься их утилизацией.

Условия приёма АКБ

Решив сдать автомобильный аккумулятор, вы можете столкнуться с ситуацией, когда разные скупщики будут предлагать свои условия сделки, зачастую различающиеся кардинально.

Одни предлагают фиксированную цену за единицу, у других ценник формируется в зависимости от ёмкости батареи, третьи могут выставлять стоимость в зависимости от веса АКБ. Стоит также поинтересоваться, не полагается ли скидка на новый аккумулятор при сдаче в утиль старого.

В любом случае именно вам предстоит определить, где выгоднее сдать отработанный источник питания.

По большому счёту вас не должна беспокоить судьба сданной батареи, но если вы заботитесь о сохранности природной среды, то лучше обходите стороной частных приёмщиков, предпочитая крупные автомагазины. Они гарантированно работают с оптовиками, которые либо сами занимаются переработкой, либо сдают батареи специализированным предприятиям, где процесс переработки налажен в соответствии с нормами экологичной безопасности, исключающими попадание вредных материалов в природную среду.

Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию

Типичная технология переработки свинцово-кислотных и иных разновидностей автомобильных аккумуляторов для повторного использования в основном производстве состоит из нескольких этапов:

  • сначала электролит (раствор кислоты или щёлочи) аккуратно сливается в специальные резервуары, где посредством химической обработки жидкости разделяются на компоненты, воду и кислоту или щёлочь, а последние составляющие впоследствии нейтрализуют, обычно тоже химическим или электрохимическим способом;
  • корпус батареи разбирается, после чего приступают к обработке внутреннего содержимого АКБ;
  • и пластик, и свинец подлежат отправке на предприятия, занимающиеся переработкой этих компонентов, остальные материалы, представляющие хоть малейшую опасность для окружающей среды, подлежат уничтожению или утилизации в спецхранилищах.

Каждый водитель должен понимать, что утилизация автомобильного аккумулятора – это не только способ получения денег за использованный продукт, но и внесение посильного вклада в нужное дело защиты окружающей среды. К перерабатывающим предприятиям тоже применяются ограничительные меры: они должны обладать лицензией на осуществление подобной хоздеятельности и соблюдать все нормативные требования, относящиеся к переработке и утилизации экологически опасных материалов.

Вполне возможно, что тот приёмный пункт, в который вы обратились, работает не со всеми видами автомобильных аккумуляторов, отказываясь принимать гелевые, щелочные или иные разновидности аккумуляторов. В этом случае стоит поискать другого приёмщика – наверняка таковые имеются в вашем городе.

Оцените статью
Денис Серебряков
Добавить комментарии
Отработанные аккумуляторы для авто — куда и как сдавать на утилизацию
Масло в двигатель Peugeot Boxer
Для любых предложений по сайту: [email protected]