Причины появления пены в автоматике
Проверяя объем масла в трансмиссии, автомобилист может увидеть, что на щупе есть маленькие пузырьки. Это значит, что в АКПП есть неполадки, которые не безопасны для коробки.
Когда пенится масло в коробке, детали трансмиссии сильно изнашиваются, не получают нормального смазывания. КПП подвергается перегревам, переключать режимы становится затруднительно, появляются неполадки в электронной системе коробки. Все это может довести до серьезной поломки трансмиссии.
Почему пенится масло? Причины бывают разные:
Смешивание несовместимых смазок. За машиной необходимо постоянно и грамотно ухаживать, однако не каждый автомобилист делает это. Смешивание – 1 из методов смены трансмиссионной смазки. Его нужно выполнять правильно. Можно обратиться в автосервис. Некоторые водители смешивают автомасла различных марок и категорий. Такого делать нельзя. Из-за химического взаимодействия присадочных веществ и иных компонентов автомасло будет вспениваться. Пенящийся нефтепродукт почти бесполезен. Его характеристики ухудшаются, трансмиссия быстро изнашивается. Чтобы исправить неполадку, нужно полностью заменить расходник. Повышенный/пониженный объем масляной жидкости. Зачастую смазка в КПП вспенивается из-за перелива. Из-за этого определенные детали коробки могут разрушиться. Чтобы избежать следствий неграмотных действий, необходимо использовать эксплуатационное руководство. В нем содержатся все данные по осуществлению проверки объема масляной жидкости. Нужно прокатиться пару километров, выключить мотор, дождаться, пока осядет пена и осмотреть щуп. Если смазки слишком много, выполните слив лишнего нефтепродукта. С недоливом все аналогично, только вместо слива надо осуществлять доливку. Протечки. Смазка может вспениваться из-за воздуха, попавшего в расходник и постепенно замещающего его. Такое случается, если трансмиссия повреждена. Эксплуатировать авто с подобной неполадкой не рекомендуется. С каждым километром детали будут смазываться все хуже, это не приведет ни к чему хорошему
Осматривая трансмиссию, обратите особое внимание на: нижнюю часть корпуса; участки соединения трансмиссии и мотора; сальники, шланги, иные части из резины. После ремонта желательно менять автомасло в коробке
Если она оборудована охлаждающим комплексом, то вспенивание может произойти из-за утечки охладителя. От протечек надо избавляться, так как они влияют на силовой агрегат.
Последствия смешивания трансмиссионных масел
Ошибки при использовании авто и уходе за ним. Пузыри и пена в автомасле могут появиться из-за того, что масло потеряло собственные технические характеристики после длительной эксплуатации. Интервалы смены обыкновенно прописываются в эксплуатационном руководстве. Обыкновенно эксперты советуют менять смазку с такой периодичностью:
- минералка – раз в двадцать-тридцать тысяч километров;
- синтетика – раз в пятьдесят тысяч километров;
- полусинтетика – раз в тридцать тысяч километров.
Профилактика и рекомендации
Если заметили в структуре масла редкие пузырьковые образования, нет причин бить тревогу. Наличие редких пузырьков — это норма. Они появляются, если двигатель некоторое время работал на повышенных оборотах. Говорить о вспенивании можно, только если из большого количества мелких пузырьков сформировалась однородная масса.
На корпусные детали силового агрегата приходятся значительные нагрузки, поэтому иногда на них появляются разрывы. При обнаружении разгерметизации системы треснувшую деталь лучше заменить на новую.
Некоторые предпочитают сэкономить и просто заварить треснувший участок. Но ведь большинство составляющих для автомобиля производится бесшовным способом, поэтому сварной шов почти наверняка лопнет — что усугубит ситуацию.
Во избежание вспенивания масла необходимо прогревать автомобиль перед поездкой в холодную погоду. Нужно заливать в бачок рабочую жидкость одного вида, и перед заливом нового продукта систему промыть. Если начали замечать, что рабочая жидкость куда-то уходит, надо провести диагностику мотора и АКПП на предмет разломов.
Приехав домой (пробежка составила 20 км температура по датчику минимум нормы) решил проверить уровень масла на горячем движке. Вытащив масляный щуп заметил пузыри в масляной капле :-/ Через минут 10 -15 достал щуп снова: пузырей нет и уровень в норме.
Сегодня сделал фото через 5 км …
… через 10 мин после остановки двигателя
Подскажите, что это и к чему готовиться?
Почему пенится масло в АКПП и как избавится от проблемы
Большинству водителей известно, что если пенится масло в коробке-автомат, то это плохой признак. И данная статья имеет лишь одну цель – довести до вашего внимания тот факт, что образование пузырьков в смазке АКПП не следует игнорировать и необходимо как можно быстрее исправить данную ситуацию. В противном случае, достаточно скоро, вы получите неисправную коробку-автомат с внушительной суммой за ремонт.
Наверняка, многие автолюбители сходу назовут несколько возможных причин появления такого эффекта, как пенообразование в ATF жидкости. Не претендуя на роль последней инстанции, всего лишь попробуем несколько систематизировать нужную информацию.
Итак, мы определили, что в смазке нашей АКПП появилось множество пузырьков:
Чем опасно вспенивание ATF жидкости?
Плотность масла (ATF жидкости, декстрона) играет важнейшую роль во всем процессе работы АКПП, так как ATF жидкость не только выполняет смазывающие функции, но еще и играет роль гидравлического пресса, являясь передаточным звеном в передаче крутящего момента.
Лишним будет говорить, что образование пены в жидкости приводит к изменению ее плотности и, соответственно, меньшему давлению на фрикционные пакеты. Вследствие этого возникает масляное голодание; проскальзывают, а, соответственно, и быстро изнашиваются диски; масло подгорает и засоряет гидравлические каналы.
Первые признаки начала данного негативного процесса – дерганье АКПП при переключениях передач.
Кроме того, следует помнить, что больше всего коробка-автомат боится перегрева. И оказывается, что необязательно долго буксовать или тянуть кого-то на буксире, чтобы вывести АКПП из строя. Всего лишь появление пены в составе ATF жидкости приводит к тому, что существенно снижается общая теплоемкость и теплоотдача жидкости. Отсюда и повышенный риск перегрева всего агрегата.
Причины пенообразования масла в АКПП
Наиболее распространенной причиной появления пены в коробке-автомат является перелив масла выше необходимого уровня. Движущиеся части (валы) коробки захватывают излишки масла в поддоне и вспенивают их.
При определенном стечении обстоятельств и низкий уровень жидкости может привести к тому, что масляный насос будет захватывать жидкость вперемешку с воздухом. Как следствие — появление пузырей и пены.
То же самое может произойти и из-за нарушения герметичности маслозаборной магистрали – масляный насос начинает «подсасывать» воздух. А негерметичность прокладок поддона картера, например, провоцирует вытекание масла, которое частично заменяет просочившийся воздух.
Иногда появление пены в ATF жидкости может спровоцировать загрязненный или неисправный фильтрующий элемент. Он перестает очищать масло, которое «хватает» излишки воздуха.
Несовместимость масел в результате химических процессов приводит к образованию пены, пузырьков. Конечно, можно видеть заговор производителей и считать, что любое масло можно смешивать с любым. К сожалению, это не так. Чтобы пояснить данное утверждение, нужно вспомнить немного истории. Первое масло для АКПП произвел в далеком 1968 году концерн GM (в качестве модификатора трения какое-то время использовалось масло, добытое из спермы китов). Слава Богу, за 50 лет состав ATF жидкости (декстрона – как назвали эту жидкость маркетологи из GM) сильно изменился.
И теперь в этой жидкости огромное количество разнообразных химических присадок, которые отвечают за самые разнообразные свойства всей жидкости и призваны улучшить ее качество и, соответственно, работу всей АКПП. Состав этих присадок (особенно присадок) в разных ATF жидкостях даже одного производителя очень часто несовместим, а точнее, приведет к возникновению нежелательной химической реакции.
Например, (по утверждению самого производителя) если смешать минеральный Декстрон IID с синтетическим Декстроном IIE, в осадок выпадут практически все присадки и вашей коробке-автомат скорее всего будет причинен существенный вред.
Как избавится и предотвратить появление пены в АКПП
Рекомендуем регулярно проверять как уровень масла в АКПП, так и его состояние (при этом не забывайте учитывать температурный диапазон, указанный на щупе). Внешний вид ATF жидкости может многое сказать подготовленному и знающему водителю и поможет предотвратить поломку всего агрегата. Ну и, конечно, не оставляйте без внимания появление пены в коробке-автомат. Чем быстрее вы обратитесь к специалистам, тем больше вероятность обойтись «малой кровью» при ремонте АКПП.
Чем опасно вспенивание масла?
Появление пены – признак нарушения работы двигателя. В первую очередь нужно разобраться, какую опасность несут пузырьки воздуха в масле. Нередко именно из-за них возникают такие последствия:
- Меняются показатели вязкости. Из-за этого состав не может обеспечивать нормальную смазку деталей внутри, что нарушает работу всех элементов механизма и может отразиться на любом из узлов.
- Масло с пеной не может нормально проникать в небольшие каналы, поэтому существенно ухудшается смазывание мелких деталей. Если эксплуатировать машину длительное время, вероятность поломки вырастает в десятки раз.
- Из-за усиления трения двигающихся элементов их износ вырастает в разы. Из-за этого ресурс двигателя очень сильно сокращается. В лучшем случае потребуется капитальный ремонт, в худшем – замена сильно изношенного агрегата.
- Так как масло служит и для охлаждения многих внутренних деталей, при нарушении его свойств они начинают перегреваться. Самое главное, что это невозможно обнаружить, так как температура охлаждающей жидкости в норме и нет никаких признаков перегрева.
- При недостатке смазки очень часто от трения начинает образовываться мелкая металлическая стружка. Со временем она забивает каналы смазочной системы, что приводит к тому, что двигатель выходит из строя, так как замена масла не избавит от стружки, поможет только разборка и промывка.
Опытные водители замечают изменения в работе мотора достаточно быстро, а вот начинающие и те, у кого нет опыта в ремонте, могут ездить достаточно долго. Это усугубляет проблему еще больше, так как негативное влияние на детали намного больше, что приводит к их сильному износу или выходу из строя.
Совет!
Следует проверять уровень масла 1-2 раза в неделю, заодно внимательно осматривать щуп на предмет воздушных пузырьков – их не должно быть вообще.
Почему происходит вспенивание масла в АКПП?
Отработанное масло нужно перед заменой слить.
Проводя проверку уровня масла в АКПП, автовладелец может заметить, что щуп покрыт небольшими пузырьками. Наличие в смазке пены свидетельствует о неисправности КПП, которая является небезопасной для агрегата.
Вспенивание масла приводит к повышенному износу элементов АКПП, которые перестают нормально смазываться. Кроме того, АКПП начинает перегреваться, что отражается на переключении передач, а именно их затрудненному переключению, а также появлению неисправностей в электронике агрегата. Все это может привести к полному выходу из строя КПП.
Масло в АКПП пенится по нескольким причинам. Основными считаются следующие.
Неправильное смешивание. Автомобиль – механизм, требующий постоянного и грамотного ухода, правда, не все автовладельцы об этом помнят. Смешивание – один из способов замены масла в АКПП, который также стоит проводить правильно, а лучше всего воспользоваться услугами специалистов технической станции. Но иногда на практике проводится смешивание масел разных марок и классов, что категорически недопустимо. Это может вызвать вспенивание жидкости в результате химического взаимодействия присадок и других составляющих масел. В худшем случае полученное таким образом масло практически бесполезно, теряет свои свойства, что значительно ускоряет процесс износа АКПП. Выход из сложившейся ситуации только один – полная замена. Правда, в некоторых местах КПП могут быть остатки старой смазки. Чтобы избежать смешивания, рекомендуется осуществить «промывку» специальным составом. Лучше всего сделать это на специальной технической станции;
Замена масла в АКПП.
Высокий или слишком низкий уровень масла. Очень часто масло в АКПП пенится при избыточном количестве. Это связано с тем, что некоторые автовладельцы заливают больше смазки, чем написано в техническом руководстве, но не все марки автомобилей нормально переносят результат таких действий. Как следствие, в результате перелива смазки могут быть разрушены некоторые элементы КПП. Чтобы уберечься от неправильных действий и их последствий, нужно воспользоваться сервисной книжкой, где указана вся информация по проведению процедуры проверки уровня масла. Обычно необходимо проехать 2 километра, после чего остановиться, немного подождать пока осядет пена и проверить щуп (вынуть, протереть тряпкой, после чего вставить и достать на осмотр). Если уровень слишком высокий, слить излишки жидкости. Смазка может вспениваться также из-за слишком низкого уровня. Недолив чреват негативными последствиями. Проверка уровня осуществляется аналогичным образом;
Течь масла. Причиной вспенивания может быть попадание воздуха, который постепенно замещает смазку. Это возможно при механических повреждениях КПП. Ездить с такой неисправностью нельзя, поскольку с каждым километром элементы будут смазываться все хуже, что чревато негативными последствиями
Проводя общий осмотр агрегата, стоит обратить внимание на:
- корпус снизу;
- места соединения коробки передач и двигателя;
- сальники, шланги и другие резиновые элементы.
Выбор масла в зависимости от погодных условий.
После ремонта рекомендуется заменить смазку в АКПП. Если коробка оснащена системой охлаждения от двухконтурного радиатора, причиной вспенивания может быть течь технической жидкости, которая имеет отличные от масла свойства. Течь жидкости из системы следует устранить, так как это может сказаться не только на коробке, а и не двигателе.
Неправильная эксплуатация и уход. Пена в смазке может образоваться в результате утраты жидкостью технических свойств из-за продолжительного использования. Информация по периодичности замены обычно указывается в сервисной книжке, причем, как правило, со значительным запасом. Обычно специалисты рекомендуют следующие интервалы замены:
- минеральные масла в АКПП меняют каждые 20 000 – 30 000 км;
- синтетические масла в АКПП – каждые 50 000 км, но не реже;
- синтетические в коробке типа «вариатор» – каждые 30 000 км, но не реже.
Очень часто жидкость вспенивается от слишком динамичной езды, так как масло перегревается. В АКПП о перегреве смазки информирует специальная лампочка на панели приборов. Если автомобиль эксплуатируется в условиях бездорожья или постоянно простаивает в городских пробках, КПП подвергается дополнительной нагрузке. Для таких случаев рекомендуется менять масло чаще, так как пена может появиться раньше, чем масло выработает свой ресурс.
При превышении сервисного пробега в 2 раза очень часто наблюдается появление пены в КПП.
Масло пенится в двигателе из-за несовместимости масел
Еще одним из возможных вариантов вспенивания масла может являться несовместимость масел. Прежде всего, необходимо доливать тот же вид масла, который залит в двигателе. Все это связано с тем, что масла изготавливаются на определенной основе, вернее имеют определенную «базу». «База» – базовое масло, это то масло которое получается в результате переработки нефтепродуктов. Так масло можно получить путем очистки нефти (минеральные масла) и путем каталитического синтеза из газов (синтетическое масло). Именно способ получения, изготовления масла и определяет вид масла. Масло полученное синтетическим путем имеет более равномерную структуру, его молекулы имеют минимальный разброс по размеру между ними.
Минеральные масла не столь идеальны по своей структуре. Разброс молекул масла сказывается на смазывающих свойствах, на температуре замерзания, на вязкости масла
Но это тема отдельной статьи, а мы лишь заострим ваше внимание на том, что смешивание таких разносортных масел может повлечь за собой несовместимость по «базе». Также необходимо сказать и о смешивании присадок масел. В итоге, смешивание масел и как следствие присадок различных производителей может привести не только к потере эксплуатационных свойств, но и негативным последствиям
Таким как изменение равномерности плотности масла в общем объеме, выпадению осадка, вспениванию
В итоге, смешивание масел и как следствие присадок различных производителей может привести не только к потере эксплуатационных свойств, но и негативным последствиям. Таким как изменение равномерности плотности масла в общем объеме, выпадению осадка, вспениванию.
Зачем КПП вообще нужна смазка
Разберем наиболее массовый тип коробок передач – автоматические или гидротрансформаторные. В коробке АКПП смазка (так называемого масла или жидкости ATF) играет особую роль в работе всего механизма. Остановимся подробно на роли масла в КПП.
Гидротрансформаторная коробка включает в себя три составляющие: механическую, гидравлическую и электронную.
Немного теории
Гидравлическая часть под управлением электронного мозга влияет на механические компоненты, отвечающие за передаточные числа. Коленчатый вал ДВС воздействует на гидронасос, который активизирует давление в гидравлических каналах (магистралях). Потоки давления под управлением электроники распределяются по внутренним магистралям гидроблока. Давление жидкости ATF воздействует на компоненты, которые замыкают узлы планетарной передачи (планарной передачи).
Давление смазки заставляет фрикционные диски (ведущие и ведомые) выстраиваться в одно, в совокупную систему. Их движение происходит в масляной среде. Ведомый диск прочно присоединен к планетарной передаче, а присоединение ведущего диска заставляет двигаться планетарный редуктор. Таким образом, от мотора к приводным валам происходит передача крутящего момента.
Основные причины вспенивания масла
Существуют три основные причины вспенивания масла в коробе переключения передач. Мы рассмотрим каждый из трех случаев более подробно.
чрезмерно высокий уровень масла. Определяется по уровню масла выше отметки MAX. Проще говоря, это значит что при замене масла в КПП, объем заливаемой жидкости был превышен. Отсюда следует, что работа подвижных деталей в избыточном количестве масла подобно блендеру взбивает жидкость до образования пузырьковой массы.
Как высокий, так и низкий уровень масла в КПП могут стать причиной серьезных неполадок.
чрезмерно низкий уровень жидкости. Определяется по уровню масла ниже отметки MIN. В основном это затрагивает работу масляного насоса. Агрегат затягивает жидкость вперемешку с воздухом, и масло начинает прокачиваться по магистралям с пузырьками воздуха. Можно сказать, что смазывающая жидкость является обедненной.
смешивание жидкостей, отличных друг от друга степенью вязкости, составом или условиями эксплуатации. Внутри гидроблока начинают протекать химические реакции. На начальном этапе результат реакции проявляется слабо. После работы автомобиля, а также работы КПП проявляются проблемы с функционированием коробки. Из-за реакции разных масел происходит газообразование внутри системы.
В редких случаях причиной пенообразования является нарушение герметичности маслонагнетающей магистрали.
Также возможны трещины и повреждения в креплениях фильтрующих элементов и разгерметизация отдельных узлов.
Пена в масле из-за попадания воздуха
Вспенивание масла может происходить из-за попадания воздуха в КПП.
Обычно это происходит из-за повреждений:
- уплотнителей;
- сальников;
- прокладок;
- места соприкосновения в коробке (плита).
После обнаружения пены в составе масла (или пузырьков) нужно проверить систему гидроблока на повреждения. Несвоевременное выявление разгерметизации снижает качество смазки буквально каждый километр пути. После обнаружения трещин, обязательно следует заменить жидкость в коробке.
Можно привести в пример еще один случай вспенивания жидкости КПП.
Если автомобиль имеет двухконтурную систему охлаждения, трещины в радиаторе могут вызвать течь технической жидкости в нем.
Антифриз может смешаться в маслом в коробке, и вызвать вспенивание.
Игнорирование показания масляного щупа может вызвать поломку не только коробки, но и самого двигателя.
Пена в масле из-за превышения срока использования масла
Существует еще один фактор, который может стать причиной вспенивания масла – это истекший сервисный срок жидкости ATF.
Другими словами, у конкретного типа масла есть срок жизни в системе, а также сохранение своих смазывающих свойств.
Существуют негласные временные интервалы замены масла:
- АКПП, минералка — по прошествии 25000 километров.
- АКПП, синтетика — по прошествии 50000 километров.
- МКПП, минералка — по прошествии 30000 километров.
- МКПП, синтетика — по прошествии 70000 километров.
- вариатор, синтетика — по прошествии 30000 километров.
Допускается внесрочная замена масла в коробе, при частых простоях в пробках, езде на повышенных оборотах и присутствии буксировки с масляным клином.
Чем это грозит?
Вспенившееся моторное масло — это всегда верный признак, что двигатель работает неправильно. Из-за пены, становится другой вязкость масла. Становится ниже скорость отвода тепловой энергии. По этой причине, масло плохо поступает по омывающим каналам – у них небольшое сечение. Плохо охлаждаются корпусные детали двигателя, и усиливается их трение. Дальше, преждевременный износ деталей. Они становятся непригодными.
Пузырьки воздуха, появившиеся в масле, плохо влияют на дальнейшую работу двигателя. Как следствие, сокращается срок его работы. Самый негативный момент, который ждет владельца автомобиля – это может закончиться перегревом двигателя или гидравлическим ударом.
Обязательно посмотрите видео.
Общие рекомендации и профилактика
В конце нашего разговора хотелось бы указать на некоторые рекомендации и методы профилактики. При их соблюдении вспенивание смазочной жидкости будет выявляться на начальной стадии и своевременно устраняться.
- Уровень смазочной жидкости в двигателе и коробке передач должен проверяться каждую неделю, максимум — раз в месяц, но не реже.
- Замена технической жидкости должна осуществляться в сроки, указанные в инструкции к автомобилю.
- Агрессивный стиль езды сильно изнашивает автомобиль, в том числе, вызывает перегрев масла и появление пены.
- В режиме Parking нужно отмечать все изменения в поведении авто.
- При малейших изменениях и появлении первых признаков поломки необходимо заниматься диагностикой и ремонтом автомобиля.
Любой автомобиль требует ухода и заботы. На это он ответит безукоризненной работой и чётким реагированием на команды водителя. Любую поломку лучше предупредить и устранить на ранних стадиях. В противном случае, автомобиль можно заглохнуть посреди дороги и стать для своего владельца настоящей проблемой.
Небрежность
Пена в масле может появляться при потере технической жидкостью своих свойств в результате длительного использования. Конечно, в инструкции к автомобилю интервалы замены масла указаны со значительным запасом, однако при их двукратном превышении в коробке передач нередко появляется пена, при образовании которой значительно повышается скорость износа внутренних компонентов. Чтобы этого не происходило, специалисты рекомендуют менять масло:
- Минеральное в АКПП — каждые 20–30 тысяч километров;
- Синтетическое в АКПП — не реже 50 тысяч километров;
- Минеральное в МКПП — каждые 30 тысяч километров;
- Синтетическое в МКПП — не реже 70 тысяч километров;
- Синтетическое в вариаторе — не реже 30 тысяч километров.
Своевременная замена масла убережёт коробку передач от скорой поломки
Вспенивание также нередко является следствием перегрева масла при чересчур активной езде. В машинах с автоматической трансмиссией о достижении критической температуры предупреждает специальная лампочка на приборной панели, а вот владельцам автомобилей с МКПП приходится только догадываться об уровне этого показателя. Если вы планируете использовать свою машину для участия в спортивных соревнованиях, обязательно оборудуйте её датчиком температуры масла в моторе и трансмиссии — это поможет вам узнать, когда стоит сбавить темп, чтобы избежать поломки автомобиля.
Если вы обратите внимание на раздел инструкции, рассказывающий о смене масла в коробке передач, то можете заметить информации о возможном изменении периодичности процедуры. Если автомобиль используется в городе, часто простаивает в пробках либо же выезжает на бездорожье и подвергается повышенным нагрузкам, масло стоит менять в 1,5 раза чаще
Когда машина большую часть времени проводит не на загородном шоссе, а в описанных условиях, пена в коробке передач может появляться ещё до выработки ресурса масла. Следует заменить масло, после чего проверить наличие пены в нём и уровень. Если проблемы не исчезают, стоит обратиться к профессионалам, которые проведут комплексную диагностику и найдут причину в кратчайшие сроки.