Как выбрать моторное масло
Выбирая масло, надо знать, что эта жидкость бывает следующих видов:
- Минеральная. В народе эту смазку называют «минералкой». Ее изготавливают путем перегонки и очистки нефти, что говорит о натуральной основе. Такие жидкости имеют доступную цену, но требуют более частой замены.
- Полусинтетическая. Полусинтетика представляет собой смесь минеральной основы и синтетических присадок, которые обеспечивают дополнительные уникальные свойства. Такие масла часто используются, так как они имеют доступную цену и хорошие характеристики.
- Синтетическая. Синтетику изготавливают из искусственных присадок. Благодаря этому, использовать такие масла можно в довольно сложных условиях при экстремальных температурных показателях. Стоимость таких жидкостей выше, чем минеральных.
- Гидрокрекинговая. Это смазка так же, как и минеральная производится из нефти. Однако, по своей структуре больше походит на синтетическую.
При выборе масла, надо учитывать:
- его основу;
- состояние двигателя автомобиля;
- режим эксплуатации (город/трасса);
- погодные условия (зима/лето).
Говоря о производителе, надо отметить, что ориентироваться только на него не стоит. Главное учитывать интервалы замены масла
И, конечно же, важно выбирать только масла от производителя, так как из-за большого количество фальсификата можно легко купить подделку
Fielder
Плюсы:
- Экономичность. Расход топлива у Филдера в городском режиме – всего 8 литров, на трассе падает до 6. Для универсалов это превосходный показатель – во многом благодаря вариатору.
- Эргономика и оснащение салона. Помимо привлекательного интерьера (несмотря на обилие пластика), впечатляет количеством легкой в управлении электроники.
- Соотношение цена/качество выдержано на уровне ведущих моделей Тойоты. За минимальную цену владельцы получают максимальную надежность.
Минусы:
- Слабый двигатель. Слишком много усилий нужно прилагать для обгонов и движения в гору.
- Подвеска, не выдерживающая серьезных нагрузок. Филдер серьезно кренится на поворотах, а с грузом и 5 пассажирами и вовсе «ложится» на отбойники.
- Шумоизоляция и обзор для водителя.
Рейтинг производителей масел 5w20 – выбираем лучшее
Поскольку смазывающее вещество рассчитано на очень узкий круг покупателей, то выпуском синтетических и полусинтетических моторных масел, имеющих низкую вязкость, занимается далеко не каждая компания, занимающаяся переработкой нефтепродуктов. Производители 5w20, разработавшие технологию защиты мотора от быстрого износа, гарантируют качество своей продукции, прошедшей множество лабораторных исследований.
Если рассмотреть рейтинг компаний, занимающихся изготовлением продукта 5w20, то можно выделить среди них следующих основных производителей, чья продукция пользуется наибольшим спросом:
- Mobil.
- Castrol.
- Motul.
- Eneos.
- Idemitsu.
Mobil (США)
Компания Mobil (США) является лидером на мировом рынке. Разработчик масла 5w20 ориентирует потребителя на следующие основные параметры выпускаемого продукта:
- повышенную степень очистки;
- всесезонную защищенность мотора;
- термическую стабильность и защиту от окисления в результате интенсивно повышающихся температур;
- длительную эксплуатацию силового агрегата.
Castrol (Великобритания)
Известный во всем мире производитель моторных масел. Фирма, разработавшая гибкую ценовую политику на выпускаемый продукт высокого качества, ведёт сотрудничество с автоконцернами, являющимися лидерами во всем мире. К ним относятся BMW, Volvo, Seat, Land Rover, Man. Продукция фирмы, производимая в Германии, характеризуется улучшенными моющими свойствами, защитой мотора при сильных механических нагрузках, экономичным расходом бензина и дизельного топлива, предотвращением появления пены и др.
Вязкость 5w20 представлена моделями Castrol Magnatec Professional E и Stop-Start E. Данные модели разработаны с учетом рекомендаций Ford, зачастую заливаются в авто с двигателями экобуст.
Motul
В классе вязкости 5w20 представлен маркой Specific 948B и 925B. Motul добавляет специальные присадки, которые улучшает работу мотора, продлевая срок его службы. Основное преимущество качественного продукта связано с допусками, полученными в результате проведённых анализов за соответствующие показатели, которые отвечают всем требованиям стандартов. Технология изготовления смазывающего вещества соблюдается фирмой Motul от первого до последнего этапа.
Eneos
Относится к крупнейшему японскому производителю Nippon Oil, мощности которого расположены в Южной Корее. Масло 5w20 от этой компании пользуется повышенным спросом и на отечественном рынке. Продукция соответствует международным стандартам качества, поскольку обеспечивает эффективную работу силовых агрегатов.
Idemitsu
Японский производитель Idemitsu выпускает моторные масла, отвечающие требованиям качества, в широком ассортименте. Они являются популярными на российском рынке. Масло 5w20 представляет собой состав, выпускаемый с соблюдением высоких технологий, предназначенный для автомобилей ведущих автоконцернов, лидирующих во всем мире.
Химическая основа и мировые производители
Более половины выпускаемого на мировой рынок товара с вязкостью 0w20 обладает синтетической основой, оставшаяся часть — полусинтетической. Минералка в продаже не встречается: никаким натуральным нефтепродуктам не удастся сохранить стабильность в суровых морозных условиях.
Ввиду того, что масляная жидкость рассчитана на достаточно узкий круг потребителей и своеобразный температурный диапазон, далеко не все производители выпускают моторное масло с пониженной вязкостью. Среди «смельчаков» — компании Mobil, Castrol, Motul, Eneos, Honda, Bardahl, Idemitsu.
Средняя стоимость 4-х литровой канистры варьируется в пределах 2 700-4 000 рублей.
Характеристики 0W-20
Характеристика | Значение |
---|---|
Динамическая вязкость при высоких скоростях сдвига при 150 град.Цельсия | 2.6 |
Максимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 град. цельсия | 9.3 |
Максимальный температурный предел для холодного запуска МПА*с | 6200 при -35 град. Цельсия |
Минимальная кинематическая вязкость при низких скоростях сдвига при 100 град. цельсия | 3.8 |
Наименование стандарта | SAE J300 |
Применяется в температурном диапазоне до | +30 |
Применяется в температурном диапазоне от | -35 |
Применяется в температурном диапозоне | Универсальное |
Температурный предел для прокачиваемости при отсутствии напряжения сдвига | 60000 при -40 град. Цельсия |
Таблица является ни чем иным, как результатом объединения характеристик летнего и зимнего стандартов. Именно таким образом получаются характеристики для двийных стандартов масел.
Расшифровки других похожих стандартов
Стандарт | Ссылка |
---|---|
0W-20 | Подробнее |
0W-30 | Подробнее |
0W-40 | Подробнее |
0W-50 | Подробнее |
0W-16 | Подробнее |
0W-15 | Подробнее |
0W-7 | Подробнее |
Рекомендации для использования моторных масел 0w-20 и 5w-30
Масла 0w-20 и 5w-30 действительно являются соседними в линейках производителей и вызывают множество вопросов автолюбителей о целесообразности и эффективности применения того или иного варианта. Подробно рассмотрев оба варианта и подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что с момента приобретения автомобиля однозначно нужно использовать то масло, которое рекомендовано производителем. Вместе с тем, необходимо делать поправку на рынок, для которого автомобиль был выпущен.
С увеличением пробега, особенно при тяжелых режимах эксплуатации двигателей с маслом 0w-20, рекомендуется рассмотреть целесообразность повышения его вязкости до 30. Первым поводом задуматься над этим будет являться увеличение расхода масла, который, вероятно, устранится после замены.
Если годовой пробег автомобиля составляет более 15 000 километров и замена масла осуществляется 2 и более раз в год, то целесообразно перед зимой залить 0w-20 для облегчения пуска в морозы, а к лету перейти на 5w-30, вязкость которого в жаркую погоду существенно снизится. Кроме того, специалистами не отмечается противопоказаний, препятствующих смешиванию масел 0w-20 и 5w-30, главное, чтобы они были одного производителя и имели прочие равные характеристики.
Но, следует понимать, что рассмотренные характеристики масел являются далеко не единственными показателями, на которые следует обращать внимание при выборе смазывающей жидкости для мотора, поэтому вариант необходимо подбирать комплексно
Особенности смазки
Невзирая на то, что по SAE 0w20 причисляется к всесезонному автомаслу, его температурный диапазон не слишком широк, об этом свидетельствует расшифровка. Такие смазки, как масла 0w20 5w20 и прочие «двадцатки», рекомендуется заливать исключительно зимой.
Расшифровка масла 0w20 следующая:
- 0 – указывает на температуру, при которой выполняются нормальная прокачка смазки по каналам и прокручивание мотора при пуске. Здесь минимальный температурный предел равен минус тридцати градусам;
- 20 – это обозначение вязкости 0w20 при нагревании мотора. Соответственно, чем данный параметр выше, тем более густая смазка. Это автомасло сохраняет собственные свойства при температуре, которая не больше плюс пятнадцати градусов.
Разумеется, можно летом лить в мотор 0w20. Однако оно станет похоже на воду, когда силовой агрегат нагреется. Утекать автомасло будет моментально, не смазывая части двигателя.
Зимой же такие масла, как 0w20 или 5w30, остаются текучими, использовать их рекомендуется тогда, когда температура воздуха меньше минус двадцати.
Зависит ли текучесть от вязкости масла? Да. Однако зависимость достаточно сложная, требует множества вычислений. Нужно помнить главное: если автомасло текучее, оно не может быть вязким. Следовательно, жидкие масла используются для быстрого прокачивания в холодное время, чтобы мотор при пуске без прогрева моментально получал нормальную смазку.
Сфера применения
Масла данной группы пригодны для всесезонной эксплуатации. Состав преимущественно синтетический. Его компоненты оказывают благотворное воздействие на все элементы мотора, защищая от пыли, перепадов температур и износа механизмов.
Для многих машин это масло является стартовым. Его используют в новых моторах до достижения 100 тысяч километров пробега, когда производители рекомендуют переходить на состав 5w40. Исключение составляют машины, предназначенные для малоснежных регионов, где может применяться изначально масло типа 5W20. Тогда наш герой станет следующим звеном в этой цепочке.
Преимущества низкой вязкости
Изменение вязкости смеси в зависимости от температурного режима за бортом авто влияет на работу мотора. Это факт нужно учитывать при выборе автомасла. Для удобства принято маркировку по SAE 0w — 20, она обозначает предельно допустимые температуры, при которых жидкость будет выполнять свои функции, а ее вязкость не достигнет критического значения. 0w — низкотемпературный показатель текучести смеси, составляет -35С, цифра 20 — высокотемпературный параметр, указывает на то, что масло можно применять при температуре до +15С.
В указанном диапазоне температур моторная жидкость обеспечивает холодный пуск двигателя зимой и прокачивание смеси по смазочной системе, защищает мотор от перегрева летом. При этом во время работы привода, жидкость с низкой вязкостью обеспечивает меньшее сопротивление, больший теплоотвод, высокую передачу крутящего момента на колеса от привода, все это приводит к экономии топлива.
Моторные смеси 0w — 20, обладают рядом достоинств, благодаря используемым в них присадкам, плюс их основа может быть:
- синтетической;
- полусинтетической.
К тому же детали современных двигателей на своей поверхности не имеют шероховатостей, они идеально ровные, при таких условиях эксплуатации масла с низкой вязкостью обеспечивают лучшую защиту мотора от износа.
Подробно ознакомиться со свойствами моторных смесей с низкой вязкостью, можно просмотрев видео:
Рейтинг российских моторных масел 5W30
Российские нефтеперерабатывающие компании освоили производство синтетических моторных масел категории 5W30 на основе импортных присадок. Материалы отличаются сниженной ценой и обладают отличными моющими характеристиками. При заливке смазки в силовые агрегаты с пробегами более 150 тыс. км отмечается повышенный угар, вызванный удалением отложений и увеличением зазоров в парах трения. В топ попали материалы, изготовленные компаниями Лукойл, Газпромнефть и Роснефть, сравнение цен с указанием емкости канистры приведено в таблице.
Бренд (Марка) | Цена, тыс. руб. |
Лукойл (Люкс SL/CF), 4л | 1,51 |
Газпромнефть (G-Energy F Synth EC), 4л | 1,65 |
Роснефть, (Magnum Coldtec), 4л | 1,15 |
Лукойл Люкс синтетическое SL/CF 5W30
Масло Лукойл Люкс 5W 30 предназначено для автомобилей европейского, американского и азиатского производства (с учетом допуска API SL/CF). Производитель получил сертификат на соответствие стандарту Ford WSS-M2C913-C, имеются одобрения RN 0700 от французского концерна Renault и допуски от ПАО «АВТОВАЗ». Заявлена защита трущихся деталей от коррозии и износа в жестких условиях эксплуатации (частые холодные старты или движение в пробках), масляная пленка устойчива к воздействию высоких температур и увеличенных контактных нагрузок.
Преимущества:
пригодно для моторов с наддувом;
высокая текучесть, обеспечивающая снижение расхода топлива;
доступная цена (по сравнению с импортными аналогами);
хорошие моющие характеристики и небольшой расход (при исправной поршневой группе).
Недостатки:
ресурс от 7 до 9 тыс. км (зависит от условий эксплуатации);
не предусмотрена канистра емкостью 5 л;
отмечается изменение тональности работы мотора после начала использования вещества.
G-Energy F Synth EC 5W30
Синтетическое масло Газпромнефть G-Energy вязкостью 5W-30 создано для двигателей автомобилей Ford, но подходит для бензиновых или дизельных двигателей других производителей из Европы и Азии. Присадки позволяют снизить силу трения и расход топлива, обеспечивают стабильность характеристик при использовании горючего с повышенным содержанием серы. Увеличенное щелочное число обеспечивает удаление смолистых отложений и поддерживает в чистоте тонкие каналы масляной системы.
Преимущества:
соотношение параметров цена-качество;
неплохие моющие характеристики;
соответствие допускам ACEA A5/B5 и Ford WSS-M2C913-D;
порог застывания не выше -36°С (по лабораторным замерам);
обеспечивает снижение расхода топлива и увеличивает ресурс нейтрализаторов и фильтров сажи.
Недостатки:
повышенный угар из-за размывания отложений (касается агрегатов с пробегом);
деградация после пробега 7-8 тыс. км;
неудобная горловина канистры, для заправки требуется воронка.
Роснефть Magnum Coldtec 5W30
Масло Роснефть 5W-30 соответствует стандарту API SN/CF. Присадки обеспечивают защиту трущихся поверхностей в условиях недостаточной подачи вещества в момент пуска зимой. Повышенная текучесть позволяет быстрее создать необходимое давление в магистралях. Вещество походит для моторов с воспламенением от сжатия или с искровым зажиганием, имеет одобрение ПАО «АвтоВАЗ». Помимо стандартной 4-литровой канистры предлагается емкость вместимостью 1 л, предназначенная для доливки.
Преимущества:
снижение нагрузки на стартер и аккумулятор при холодном старте;
низкая стоимость;
распространенность продукции и отсутствие подделок;
начало угара является признаком необходимости обслуживания двигателя.
Недостатки:
ряд водителей отмечает быстрый угар жидкости;
на канистре не предусмотрен заправочный наконечник;
падение вязкости при температуре воздуха ниже -25°С;
ресурс не превышает 250 часов работы силовой установки;
ускоренная деградация при перегреве.
Входящие в топ смазывающие вещества категории 5В30 обеспечивают защиту двигателя от преждевременного износа и удаляют отложения с деталей. При подборе следует учитывать требования производителя двигателя авто, при неправильном выборе внутри силового агрегата образуется нагар и ухудшаются условия работы цилиндро-поршневой группы. Если владелец машины затрудняется с выбором, то лучше проконсультироваться в нескольких торговых точках или со специалистами сервисных центров, а затем приобрести смазывающее вещество.
Дизельные масла
Также хочется отдельно представить топ-5 эффективных масел с вязкостью на уровне 5W30, которые прекрасно себя проявляют в работе с дизельными ДВС.
При этом рассмотренные ранее масла также могут стать хорошим выбором для моторов, работающих на солярке.
- Mobil Super 3000 X1 Formula FE. Полностью синтетическое масло для моторов. Подходит и для бензиновых ДВС, но прекрасно себя проявляет именно на дизельных установках. Не даёт образовываться шламу и отложениям. Надёжно защищает, предотвращает активный износ. Сохраняет работоспособность в широком температурном диапазоне. В условиях регулярного применения упрощается холодный пуск, падает расход солярки. Рекомендуется использовать на машинах, которые эксплуатируются в весьма тяжёлых условиях. Цена в 500 рублей за 1 литр выглядит вполне справедливой и закономерной.
- Ford Formula F. Идеальный выбор для владельцев дизельных автомобилей Ford. Такая смазка синтетического типа экономит топливо, снижает уровень вредных выбросов, упрощает холодный пуск, моет двигатель изнутри и защищает от износа. Имеет минимальный расход. 400-450 рублей стоит 1 литр такого масла. Помимо модельного ряда Ford, может применяться и на других машинах.
- Elf Evolution Full Tech FE. Новое поколение синтетических масел. Прекрасное решение для заливки в дизельный силовой агрегат. Даже при условии, что там стоит сажевый фильтр. Защищает все элементы от износа. Смазка служит долго, и продлевает ресурс самого мотора. Противостоит образованиям загрязнений, шлама. При регулярном использовании падает уровень вредных выбросов выхлопной системы. Подходит как для городской эксплуатации, так и для постоянных дальних поездок. Цена 1 литра составит около 500 рублей.
- Motul 8100 X-Clean EFE. Синтетика, ориентированная на легковой автотранспорт. Имеет отличное сочетание защитных и энергосберегающих параметров. Имеет одобрения от таких производителей как Opel, Mercedes, BMW, General Motors и пр. Отвечает самым актуальным экологическим требованиям, прописанным в Евро-6. Смазка выпускается с 2019 года. Помимо дизеля, заливается и в бензиновый мотор. Но и цена будет солидной. За 1 литр придётся отдать порядка 1000 рублей.
- Castrol Magnatec A5 Dualock. Также синтетика. Подходит для дизельных силовых установок автомобилей, выпускаемых в Южной Корее, Японии. США, Китае и в Европе. В основе лежит технология Dualock. Отличается высокой эффективностью, а также снижает износ основных элементов двигателя. Хороший выбор для тех, кому приходится много времени проводить в пробках. Но в дизели с сажевым фильтром заливать нельзя. Цена не такая высокая. Около 450-500 рублей за 1 литр.
Это далеко не полный перечень моторных масел, которые можно использовать при обслуживании и эксплуатации дизельных ДВС. Но представленные составы сумели доказать свою эффективность, высокое качество и свойства.
Масла для ДВС являются важнейшим расходным материалом. Проблема в том, что очень часто автомобилисты об этом заливают. Продолжают эксплуатировать машину, когда не загорится Check Engine, либо проблемы со старой смазкой не дадут о себе знать явными признаками.
Учтите ещё один момент. Превышение рекомендуемого срока эксплуатации машины на залитом масле даёт негативные последствия. Усиливается износ, образуется множество загрязнений. Ведь под конец смазка теряет свои свойства, а присадки перестают работать. Поздно заменив жидкость в ДВС, чудесным образом проблемы не уйдут.
Именно с целью продлить срок службы силового агрегата, защитить его от износа, утечек и прочих неприятностей, автомобилистам рекомендуют менять масло чаще. Причём даже раньше тех сроков, о которых обычно пишет автопроизводитель в руководстве по эксплуатации. К примеру, если по регламенту замена нужна каждые 15 тысяч км, но в российских условиях интервал лучше сократить до 10-12 тысяч км, и это при нормальной езде. Если же условия близки к тяжёлым, тогда и вовсе промежуток между заменами составит 6-8 тысяч км.
Какими моторными маслами вы пользовались? Что из представленного рейтинга вам знакомо? Какой позитивный или негативный опыт покупки смазок у вас есть?
Подписывайтесь, оставляйте комментарии, задавайте вопросы и рассказывайте о проекте друзьям!
Технические спецификации 0w-20
Моторное масло 0w-20 чаще всего относится к высококачественным синтетическим маслам с набором первоклассных присадок. Однако встречаются также и варианты, которые представляют собой высококлассное гидрокрекинговое масло, ничем не уступающее синтетической основе.
В любом случае, стоимость такого масла довольно высока из-за специфики производства и использования.
Так, согласно классификации вязкости SAE, масло 0w-20 относится к маловязким продуктам. Также такое масло многие и рекомендуют использовать в своих автомобилях исключительно его.
Высококлассное синтетическое масло 0w-20, как правило, предназначено для обеспечения выдающейся защиты ДВС даже в момент пиковых нагрузок, а также позволяет улучшить показатель топливной экономичности и даже коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания.
Что касается технических спецификаций моторного масла 0w-20, то они являются следующими:
- Температурный режим -30 +15°С (при превышении масло становится очень жидким).
- Вязкость при рабочей температуре двигателя 100°С составляет минимальных 9,3 мм2/с.
- W – обозначает всесезонность масла.
Эксперты в автомаслах напоминают, что, несмотря на особенности масла и температурные режимы, а также порядок езды, если производитель в руководстве по эксплуатации указал именно масло 0w-20 в качестве рекомендуемого, именно его и следует лить.
Также следует обратить внимание, что в случае отсутствия в ближайшем магазине масла с вязкостью 0w-20 в качестве продукта для долива можно использовать 5w-20 или даже 5w-30. Ничего страшного с мотором не произойдет
В любом случае, такая смесь лучше, чем нехватка масла в системе.
Однако после пробега около 2000 км на такой смеси ее необходимо заменить на рекомендуемое производителем масло.
Автомасла для машин «Сузуки»
Применение оригинального автомасла из линейки Suzuki Motor Oil гарантирует вам высокую эффективность и длительный срок службы мотора. Данные смазки созданы именно для автомобилей Suzuki.
Мотор – это та часть авто, которую сложнее всего ремонтировать. Его нужно бережно эксплуатировать, использовать лишь высококачественные расходники. Автомасло необходимо грамотно выбирать. окончательно разрешила данную проблему, разработав смазки, предназначенные для собственных машин. В отличие от аналогов, «Сузуки Мотор Ойл» может обеспечить качественную работу силового агрегата и защитить его.
Все смазки Suzuki Motor Oil проходят испытания. Ввиду этого изготовитель способен дать гарантию того, что они оптимально подойдут машинам, для которых создавались. Масла Suzuki Motor Oil делаются в Японии. Для авто «Сузуки» они считаются автомаслами 1-ой заливки, которая выполняется еще при производстве.
«Сузуки Мотор Ойл 0w20»
Данное автомасло производится для четырехтактных силовых агрегатов на бензине, которым рекомендовано применение смазки с вязкостью 0w20. Это масло энергосберегающее, экологически безопасное, тем самым оно отличается в лучшую сторону от аналогов.
Основной жидкостью для масел Suzuki Motor Oil считается высококачественная смазка с повышенным вязкостным индексом. К ней добавляется специальный органический молибден, посредством этого достигаются нужные эксплуатационные характеристики, требуемая вязкость масла.
Масло Suzuki Motor Oil 0w20 может отличиться от других своими характеристиками, которые позволяют ему:
- уменьшать трение, ввиду этого экономится горючее;
- сохранять собственные свойства при самых разных температурах;
- обеспечивать высокую защищенность элементов мотора от изнашивания;
- формировать стойкую масляную пленку.
«Сузуки Мотор Ойл 5w30»
Эти масла оптимальны для летних условий. Многих интересует, в чем разница таких моторных масел и 0w20. По сравнению с «двадцаткой» «тридцатка» не так хорошо подходит для использования в зимнее время. Обусловлено это тем, что у полусинтетики 5w30 более высокая температура замерзания, чем у полусинтетики 0w20. Этим они и отличаются.
Основные достоинства масел 0w20
С большой вероятностью можно утверждать, что водители знакомы с индексом моторной смазки, демонстрирующим различные показатели вязкости, эксплуатации и температуры при работе силового агрегата. Если речь идет о классификации, то 0w20 следует отнести к внесезонным. То есть подобные автомасла с легкостью можно применять в любое время года.
Жидкость с индексом 0w20 сделана гидрокрекинговым методом – из натурального сырья на минеральной основе. Обладает низкой вязкостью, поэтому ее использование несколько ограничено. Такие составы невозможно использовать на любых видах транспорта. Чаще всего они применяются в тяжелых условиях, где наблюдаются низкие температуры, вплоть до -20°C.
Такие условия позволяют сохранять текучесть моторной жидкости и облегчать ее пуск в двигатель при эксплуатации. Таким образом, масло сохраняет высокие характеристики не только аккумулятора, но и других важных компонентов автомобиля, нуждающихся в моментальной подаче смазки.