Что такое этилированный и неэтилированный бензин
Разбираясь в данной теме, прежде всего, стоит знать, что этилированный бензин — это продукт смешивания топлива с определенным видом присадок, что является наиболее эффективным способом создания топливной жидкости. То есть, в первоначальную топливную жидкость, которую получают в результате перегонки, добавляют присадки, основывающиеся на тетраэтилсвинце, что в разы повышает качественные показатели бензина. Однако, несмотря на этот факт, полученная жидкость достаточно токсична и оказывает пагубное влияние на нейтрализатор отработанных газов (даже одна заправка может вывести из строя указанный узел) и лямбда-датчик, контролирующий уровень кислорода в отработанных газах. Проще говоря, любая современная иномарка не сможет функционировать на этилированном бензине.
Спасти положение призван неэтилированный бензин, а что это такое, вы уже наверное догадались. Он не содержит в себе вредоносный тетраэтилсвинец, поскольку его получают путем добавления других, более экологичных присадок. Да, именно присадок, которых, в отдельных случаях, может насчитываться больше десятка (все зависит от производителя топлива).
В такую топливную жидкость могут добавляться спирты или эфиры, повышающие октановое число. Конечно, подобные присадки не столь эффективны, зато обладают высоким уровнем экологичности и не содержат в себе свинца. С их присутствием катализатор автомобиля сможет «прожить» долгую жизнь.
Тем не менее, даже неэтилированный бензин содержит в себе определенное количество элементов, образующих при сгорании вредные выбросы, попадающие в атмосферу. Но во-первых, их количество сведено к минимуму, а во-вторых, технологии очистки топлива с каждым годом все больше совершенствуются, что способствует снижению уровня загрязняющих веществ в выхлопных газах.
В наше время существует четыре основных марки неэтилированного бензина. Самое низкое качество у АИ-80, который используется для работы грузовых автомобилей, мотоциклов и сельскохозяйственной техники. Также еще есть водители, которые используют его для работы советских авто. Если же говорить о положительных сторонах применения такого состава, то можно выделить только доступную цену, так как по остальным параметрам он проигрывает другим маркам.
Куда большее распространение имеет бензин А-92. Его заливают практически во все старенькие модели отечественного и зарубежного производства, хотя некоторые автовладедьцы пользуются им и для заправки более современных транспортных средств. Если вам все время попадается продукт высокого качества, то за состояние деталей двигателя можно не беспокоится достаточно долгое время.
Наиболее востребованным вариантом неэтиленновой группы считается АИ-95, которым заправляют подавляющее большинство современных транспортных средств. При условии соблюдения качественной очистки в условиях производства, именно этот вариант будет иметь самый низкий уровень вредных выбросов.
Важно! Из-за махинаций заправочных станций, многие водители все чаще жалуются, что существенной разницы между 92-м и 95-м бензином не ощущается. Именно поэтому, многие автовладельцы предпочитают заправлять автомобиль более дешевым вариантом
Виды топлива Последней маркой, современного неэтилированного бензина является АИ-98, который предназначен для транспортных средств премиум класса. Его технические характеристики соответствуют максимальному уровню очистки и минимуму вредных примесей, хотя и это требование не всегда выполняется производителями.
Немного истории
Использовать тетраэтилсвинец (или сокращённо TEL) в качестве присадки к автомобильному топливу, повышающему его антидетонирующие свойства, стали в 20-х годах прошлого века в Америке. Тогда крупные автомобильные концерны настойчиво искали эффективное средство борьбы с детонацией, и тетраэтилсвинец был далеко не единственным материалом, с которым работали исследователи.
Новому виду «свинцовосодержащего» (leaded) топлива Кеттеринг даёт название этил, что внесло некоторую путаницу при использовании названия другого хорошо известного вида топлива на основе этилового спирта. Сам этиловый спирт применялся в спортивных двигателях с высокой степенью сжатия, а его добавление в бензин повышало антидетонационные характеристики топлива.
После успешных лабораторных испытаний GM объявляет о подготовке производства этилированного бензина в промышленных объемах. И это происходит несмотря на предостережения, поступающие в GM из ведущих научно-исследовательских центров страны об опасности влияния свинца на человеческий организм. Несмотря на эти и другие многочисленные предупреждения общественности GM совместно с DuPont и Standart Oil Co (ныне Exxon/Mobil) создают предприятие Ethyl Corporation по производству этилированного бензин.
А точнее удельной мощности: конечно, можно было увеличивать объём двигателя, но не до бесконечности же (к тому же машина становилась тяжелее и дополнительная мощность расходовалась бы впустую).Увеличение степени сжатия топлива — основной способ повышения удельной мощности двигателя, который практически сразу стал использоваться конструкторами.
Понятно, что взрывные процессы с неконтролируемыми резкими перепадами давления и температуры негативно воздействуют на детали двигателя: поршни, кольца, стенки цилиндра. Работа двигателя сопровождается характерными резкими стуками, а продолжительное функционирование в таком режиме может привести к серьёзной поломке с последующим дорогостоящим ремонтом.
Но и это ещё не всё: в процессе детонации топливная смесь сгорает не полностью (внешний признак — появление черного выхлопа из трубы глушителя) и двигатель теряет мощность. Так что вместо повышения мощности машины при детонации происходит ровно обратный процесс.Разделение видов бензина по детонационной стойкости было предложено ещё в 20 годах прошлого века по хорошо теперь известному автомобилистам критерию: октановому числу. Для этого использовались две жидкости с противоположной способностью к детонации, но близкие по плотности и температуре кипения:
- Н-гептан—детонационная стойкость смеси с воздухом принимается за эталонный для октанового числа ноль.
- Изооктан — смесь с воздухом практически не детонирует — эталонный индекс 100.
Октановое число исследуемого бензина и по сей день определяется на установке, включающей одноцилиндровый двигатель с возможностью плавного изменения степени сжатия. Как только в такой установке в процессе испытаний начинается детонация, бензин заменяют смесью изооктана и н-гептана и добиваются детонации уже за счёт изменения пропорции эталонных жидкостей.
- исследовательский;
- и моторный.
Отличаются они более жёсткими условиями испытаний по моторному методу: октановое число получается приблизительно на 9 – 10 пунктов ниже, чем по исследовательскому методу
Поэтому для потребителя важно понимать, что приобретая «исследовательский» АИ 95, он заправляет автомобиль «моторным» бензином А 85 или А 86
В ряде стран, например в США, введен универсальный индекс октанового числа — AKI (Anti-Knock Index), который равен среднеарифметическому «исследовательского» и «моторного» октановых чисел. Поэтому автомобилистам следует учитывать, что разрешённое к применению в американских автомобилях топливо с октановым числом, 86 по AKI, например, соответствует нашему АИ 92.
История [ править | править код ]
Впервые антидетонационный эффект ТЭС был открыт в 1921 году в США на фирме «General Motors». В 1923 году три крупнейшие американские корпорации «Дженерал моторс», «DuPont» и «Standard Oil» создали совместное предприятие, названное «Ethyl Gasoline Corporation». Название «этил» было выбрано специально, чтобы не пугать людей словом «свинец». Автор этого изобретения Томас Миджли прекрасно знал об опасности отравления свинцом. Почти сразу у рабочих на производстве стали появляться неустойчивая походка и нарушения психики. Так в 1924 году на одной плохо вентилируемой установке за несколько дней погибли пять рабочих и еще тридцать пять стали инвалидами. «Ethyl Corporation» всегда следовала практике твердого отрицания ядовитости своей продукции . В последующие несколько десятилетий основная масса бензина в Штатах содержала ТЭС.
Вредные эффекты, вызываемые свинцом, были известны начиная с конца сороковых — начала пятидесятых годов. В 1965 году упорную борьбу за запрещение тетраэтилсвинца начал американский геофизик Клер Кэмерон Паттерсон. Собирая данные о катастрофическом увеличении содержания свинца в атмосфере и о накапливании его в организмах людей, Паттерсон доказывал необходимость запрещения использования этого вещества. Однако длительное время никаких мер не предпринималось из-за сильного лобби производителей топлива.
Тем не менее, в 1972 году американское Агентство по предотвращению загрязнения окружающей среды (EPA) ввело запрет на использование ТЭС и производство двигателей, рассчитанных на этилированный бензин; в ответ последовал иск от производителей. EPA выиграла процесс, и с 1976 года началось постепенное вытеснение ТЭС-содержащегося топлива, которое было завершено к 1986 году. По результатам исследований, к 1994 году содержание свинца в крови американцев снизилось по сравнению с 1978 годом на 78 %.
Тетраэтилсвинец широко использовался в том числе и в СССР. В содержащий его автомобильный бензин с целью маркировки добавлялся краситель: до 1979 года содержащие тетраэтилсвинец бензины АИ93, А-76 и А-66 окрашивались в синий, зелёный, оранжевый цвета соответственно, неэтилированный А-72 не окрашивался . С 1979 года этилированные бензины стали окрашивать в оранжево-красный (АИ-93), жёлтый (А-76), синий (АИ-98) :93 , зелёный (А-66) или розовый (А-72) цвета . В инструкции вносились требования по соблюдению мер техники безопасности при работе с топливом и топливной аппаратурой автомобилей. С конца 1970-х годов (ГОСТ 2084—77) начался процесс отказа от использования ТЭС, завершившийся в 2000-е годы.
В Евросоюзе этилированный бензин был запрещён с 1 января 2000 года, хотя большинство стран-членов ввело подобный запрет значительно раньше. В Великобритании продолжают производить небольшие количества этилированного бензина, облагаемого повышенным налогом. Китай отказался от использования ТЭС в 2000 году , но некоторое количество бензина производится на экспорт. В России этилированный бензин был запрещён с 15 ноября 2002 года .
Таким образом, в связи с высокой канцерогенной активностью тетраэтилсвинца и загрязнением окружающей среды свинцом при его использовании, к настоящему моменту времени от добавления тетраэтилсвинца в топливо в основном отказались. Ещё одна причина отказа от использования тетраэтилсвинца — в использовании в современных автомобилях каталитических нейтрализаторов, так как тетраэтилсвинец является причиной выхода нейтрализатора из строя . Тетраэтилсвинец продолжают добавлять в авиационный бензин и топливо для некоторых гоночных двигателей. Тем не менее, этилированный бензин всё ещё используется в слаборазвитых странах вроде Йемена, Палестины, Афганистана или Северной Кореи из-за относительных дешевизны и простоты в производстве.
В настоящее время вместо ТЭС используются менее вредные высокооктановые добавки, такие, как ферроцен или метил-трет-бутиловый эфир. В некоторых странах используют в качестве добавки этанол, также обладающий довольно высоким октановым числом.
Популярные марки неэтилированного бензина
Бензин неэтилированный бывает нескольких разновидностей, которые отличаются двумя показателями: степенью очистки, октановым числом. В странах, где ведется жесткий контроль качества, заливая в топливный бак определенную марку топлива, можно быть на 100 %уверенным, что в бензоколонке находится именно она. К сожалению, на отечественных АЗС такого нет, особенно в глубинке. На заправках нередко разбавляют топливо, чтобы заработать больше денег от его продажи.
Сегодня в России существует четыре основных марки топлива:
- АИ-80. Данный вид горючего имеет низкое октановое число и, соответственно качество их всех из всех доступных на российском рынке марок. Как правило, он используется только для мотоциклов отечественного производства, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники. Некоторые водители заливают его в моторы машин советского выпуска. Единственный плюс такого бензина – невысокая стоимость.
- Неэтилированный бензин АИ-92 – довольно популярен среди автолюбителей. Его заливают в баки современных машин российского производства и во многие иномарки старше 15 лет. Этот вид топлива при условии его надлежащего качества отлично проявляет себя в эксплуатации, сохраняя топливную систему и другие, не менее важные узлы, в исправном состоянии.
- Неэтилированный бензин марки АИ-95 сегодня, пожалуй, самый востребованный на АЗС. Его используют для заправки большинства современных иномарок. Если на производстве соблюдены условия качественной очистки, он не разрушает топливную систему авто, имеет небольшой уровень выбросов в атмосферу. Многие водители жалуются на то, что разница между АИ 92 и АИ 95 почти не ощутима. Скорее всего, это обусловлено махинациями на заправках.
- Последняя марка – АИ-98. В большинстве случаев служит для автомобилей самого высокого премиум-класса. Такое топливо по техническим характеристикам имеет самый высокий уровень очистки и минимальное количество вредных примесей. Однако как показывает практика, такие условия выполняются не всегда.
Есть, конечно, еще и другие марки бензина: А-72, А-76, Аи-91, Аи-93 и Аи-96. Кроме этого, стоит отметить, что максимальное октановое число для этилированного горючего достигнуто в А-98+, А-100, А-110, А-102 и выше. Такой бензин используется исключительно для гоночных автомобилей. Его заливают в баки спорткаров Порше, Феррари, Ламборгини и т.д.
К сожалению, в погоне за прибылью, продавцы топлива не всегда поступают должным образом, и автомобилистам приходится заправлять свои машины низкокачественным бензином. В этом случае можно попытаться выявлять некачественное топливо с примесями по запаху и цвету
В этом случае важно соблюдать правила осторожности, чтобы избежать возможного отравления
Чем опасно использование этилированного бензина
О том, что последствия применения топлива со свинцовыми тяжёлыми соединениями вредны для окружающей среды, автомобилистам известно было давно. Специалисты уверяли, что длительное применение агрессивных углеводородов способно негативно сказаться на здоровье жителей нашей планеты. В развитых странах использование ЭБ категорически запрещено.
Рассмотрим, каковы последствия применения тетраэтилсвинца или похожих на него соединений
Важно знать, что ТЭС является токсичным ядом, который воздействует на человеческую нервную систему. Даже при его производстве известны смертельные случаи на производстве по причине вдыхания паров
Свинец относится к группе тяжёлых металлов, которые наносят вред как человеку, так и окружающей среде:
- почве;
- растениям;
- животным.
Непродолжительное вдыхание паров с ТЭС чревато головными болями, поражением нервных окончаний, дыхательных путей и способно провоцировать развитие онкологических заболеваний. Также заправленный в бак этилированный бензин быстрым темпом способствует разрушению установленного в топливной системе каталитического нейтрализатора. Формируется агрессивный нагар, который на три четверти сформирован из свинцовых окислов.
Стоит знать, каковы последствия и для других деталей и узлов. Ещё одной жертвой агрессивного топлива является кислородный датчик, расположенный в выпускном коллекторе. Высока вероятность быстрого выхода из строя поршней, цилиндров блока и скручивания ГБЦ.
Стоит учесть, что полный запрет на использование не означает, что данную жидкость невозможно найти в продаже. Иногда мошенники используют нелегальные дешёвые добавки, чтобы повысить марку топлива. Избежать неприятностей можно, если пользоваться услугами проверенных АЗС или сервисами крупных сетевых брендов.
Этилированный бензин: что это такое и как появилось
В 1921 году решение проблемы с октановым числом было найдено. Два инженера из компании Дженерал моторс, Бойд и Миджлей, хотели помочь своему другу, предпринимателю, построившему небольшую электростанцию. Предполагалось, что движок будет работать на керосине, но он работал со сбоями, сильно детонировал, и в любой момент мог выйти из строя, потому что в керосине было низкое ОЧ. Способность тетраэтилсвинца повышать октановое число керосина, была обнаружена в результате целенаправленного поиска вещества, способного снижать детонацию двигателя.
Испытания, проводимые с бензином на автомобильных двигателях, тоже показали положительный результат. Руководители Дженерал Моторс зарегистрировали патент на открытие и, объединившись с двумя другими корпорациями -«DuPont» и «StandardOil» создали предприятие, выпускающее антидетонирующую присадку на основе тетраэтилсвинца.
Свинец оказался тем самым элементом, который, имея 4 валентные связи, был способен связать нужные углеродные атомы. Формула тетраэтилсвинца – Pb(CH2CH3)4. Таким образом, этиловые радикалысоздавали структуру октана, и снижали детонацию двигателя.
Получив искомое, руководители Этиловой корпорации на этом успокоились. Они тщательно скрывали факты отравлений на своих фабриках, отрицали ядовитость тетраэтилсвинца. Сам Томас Миджлей получил отравление этим веществом, и долго лечился, но он так и не признался в том, что его детище наносит вред окружающей среде и людям.
Даже в названии предприятия, занимавшегося производством тетраэтилсвинца в Америке, о ядовитом металле предпочли умолчать, чтобы не пугать людей. Компания называлась EthylCorporation(этиловая корпорация).
Господство этилированных бензинов
Поскольку до 2000-го года 80% бензина выпускалось с содержанием тетраэтилсвинца, официального разделения на бензины этилированные и неэтилированные не было. В первой половине ХХ века, когда планету сотрясали социальные катаклизмы (войны, революции) общество мало заботили проблемы экологии и здоровья. Да и машин было не так много, чтобы ощущать их вредное воздействие на природу.
Эра этилированных бензинов началась в 1924 году в Америке с того самого предприятия, без свинца в названии – «Этил корпорейшн». В России тетраэтилсвинец не применялся до 1942 года по двум причинам:
- Высокое (в сравнении с Лос-анджелесской и техасской нефтью) качество сырья, добываемое в Грозном и в Баку;
- У отечественных автомобилей степень сжатия в карбюраторных двигателях была ниже, чем у тех же американских.
Но в 1942 году в СССР поступили первые партии американских грузовиков Studebekker и истребители из стран Атланты, которые привыкли работать на этилированном бензине. Поэтому сначала закупали, а потом и наладили производство тетраэтилсвинцовой жидкости.
После войны постановлением правительства применение этилированных бензинов пытались запретить в столичных и курортных городах СССР, но этот запрет выполнялся не всегда из-за возрастающих перевозок. Более того, развивающееся в стране автомобилестроение увеличивало мощности двигателей, в том числе и за счет увеличения сжатия в карбюраторах ДВС, и применения этилированных бензинов. Открытые в 60-х годах нефтяные месторождения решили проблему количества бензина для растущего автомобиле- и тракторостроения, но качество Сибирской нефти оказалось ниже, чем той, которую добывали на юге. Так, этилирование прочно обосновалось и в СССР.
Немного о бензине
Автомобильные бензины представляют собой легкие фракции нефти, выкипающие при 40 — 205°С. Автомобильные бензины бывают этилированные и неэтилированные. Маркируются бензины по их октановым числам. Для непосвященных напомним, что октановое число — один из основных показателей детонационных свойств бензина.
Для двигателей автомобилей «ВАЗ-2101 ВАЗ-2102 ВАЗ-2103 ВАЗ-21011 ВАЗ-2106» рекомендуется применять бензин с октановым числом «92«. Применение других бензинов, кроме АИ-92 или ему подобных, недопустимо. Следует помнить, что от сортности и качества применяемого бензина в значительной степени зависит интенсивность износа двигателя. Для двигателей с высокой степенью сжатия (кстати 8,8 — степень сжатия в двигателях автомобилей «ВАЗ» — достаточно высокая) необходимо топливо с большими октановыми числами.
Одной из основных причин сгорания рабочей смеси с детонацией является нарушение процессов горения в результате применения низкооктанового топлива. В случае применения бензинов с октановым числом ниже «92» возникают детонационные волны, которые, действуя на детали кривошипно-шатунного механизма, вызывают их вибрацию и повышенный износ. Интенсивность износа усугубляется еще и тем, что несгоревшее топливо смывает слой смазки со стенок цилиндров, а образующиеся активные продукты окисления снижают антикоррозионную стойкость деталей.
Не следует впадать и в другую крайность, необходимо помнить, что применение бензинов с более высоким октановым числом, например «95», так же не принесет пользу двигателю, так как более высокие температуры, образующиеся при сгорании этого сорта топлива, превышают температурную стойкость клапанов, и они часто прогорают.
Выше мы упомянули, что бензины бывают этилированные и неэтилированные. Учитывая высокую токсичность этилированных бензинов, каждый автолюбитель должен знать об этом несколько подробнее, что, несомненно, оградит его от возможных отравлений.
Бензин называется этилированным, если в него добавляют этиловую жидкость, основным компонентом которой является тетраэтилсвинец. Этиловая жидкость способствует повышению октанового числа бензина, однако ввиду сильной ядовитости тетраэтилсвинца ее добавляют в очень небольших количествах (для бензина АИ-92 — 0,82 г/кг) и только в заводских условиях.
При использовании этилированного бензина следует соблюдать осторожность! Этим бензином нельзя мыть руки, не говоря уж о том, чтобы бензин попадал в полость рта. Этилированным бензином не следует мыть детали, так как после испарения легких фракций на деталях остается тончайший слой тетраэтилсвинца
В силу этих же причин этилированный бензин нельзя использовать для чистки одежды.
Этилированный бензин, используемый в России, окрашивается в синий цвет, а предназначенный для экспорта — в оранжевый. В подавляющем большинстве городов и районов Государственной санитарной инспекцией применение этилированного бензина запрещено. В этих районах используется неэтилированный бензин АИ-92. Для справки: неэтилированный бензин не окрашивается.
Аналогично маслам существуют бензины летние и зимние. Летние бензины используются с 1 апреля по 1 октября. Исключение составляют лишь, северные и северо-восточные районы. На юге лучше в течение всего года применять только летний бензин, а на севере — зимний. Нетрудно догадаться, что сезонность бензина определяется быстротой испарения легких фракций, а следовательно, легкостью пуска двигателя.
Отличие этилированного бензина от неэтилированного
Продолжительное время автомобильный бензин получали методом перегонки сырой нефти. Октановое число такого «прямогонного» бензина редко когда превышало цифру 60, да и то из нефти, полученной на весьма ограниченном круге месторождений. «Добирать» антидетонационную стойкость можно было двумя путями:
- совершенствованием технологического процесса переработки нефти.
- И добавлением присадок.
Первый путь требовал серьёзных затрат, а второй был дёшев и давал немедленный результат. И в этом смысле соперников у тетраэтилсвинца в прошлом веке не было: присадки на основе TEL повышали октановое число бензина почти на 20 пунктов. Использование присадок на основе тетраэтилсвинца для повышения октанового числа и отличает этилированный бензин от неэтилированного.
Вредное воздействие TEL на человеческий организм стало проявляться сразу же после начала производства этилированного бензина. Уже в 1924 году, когда на одном из предприятий на участке по производству этилированного бензина в Нью-Джерси произошла авария, был зафиксирован случай массового психического расстройства работников с тяжелейшими последствиями. Случай оказался не единственным: на разных предприятиях Standart Oil Co в том же 1924 году происходили случаи отравления парами свинца, в том числе и с летальным исходом.
С этого времени и на многие десятилетия вперед разворачивается борьба за запрещение производства и использования этилированного бензина. Но опасным для здоровья человека и окружающей среды тетраэтилсвинец оказался не только на стадии производства. В выхлопных газах автомобилей, использующих этилированный бензин, доля оксида свинца чрезвычайно высока: 1 литр такого топлива отравляет (превышает предельную концентрацию) более 1 тыс. кубических метров воздуха. Но и это еще не всё — загрязняется почва и природные водоёмы.
Наконец, с семидесятых годов прошлого столетия борьба за охрану окружающей среды охватывает и автомобилестроение. В конструкции машин появляются каталитические нейтрализаторы, существенно снижающие содержание вредных веществ в выхлопах. При сгорании этилированного бензина свинец, содержащийся в отработанных газах, тонкой пленкой оседает на рабочей поверхности катализатора, сводя его эффективность к нулю. Недаром говорят, что этилированный бензин — главный враг катализатора.
Что такое этилированный бензин?
Этилированный бензин — по сути, это то же топливо, полученное путем перегонки нефти. Однако, нужного октанового числа здесь добились путем добавления тетраэтилсвинца. Эта присадка делает горючее токсичным. В его выхлопе содержится слишком много летучего свинца, который, оседая в легких человека, приводит к тяжелым заболеваниям. Компонент также вредит растениям, животным, сильно загрязняет атмосферу. Также, разные марки этилированного бензина губительно воздействуют на внутренние агрегаты автомобиля. В частности, на двигатель, выхлопную систему, катализатор.
Впервые этиловые примеси в бензиновые смеси стали добавлять в 20х годах прошлого века в компании General Motors. Факт ядовитости этилированного бензина тщательно замалчивался. Долгое время о его токсичности не говорили, но спустя несколько десятков лет правда восторжествовала. Ближе к 80м такие марки исчезли с прилавков американских АЗС. К нулевым это случилось и в Европе. В России этилированное горючее официально запретили только в 2002 году.
Подведем итоги! Неэтилированный бензин не содержит присадок с добавлением тетраэтилсвинца. В него вводят спиртовые и эфирные добавки, не разрушающие экологию. И наоборот, в этилированном содержатся этиловые металлсодержащие смеси, из-за которых в выхлопе присутствует токсичный свинец. Такие марки сегодня запрещены.
Этилированный бензин и неэтилированный – в чем разница?
Не только иномарки, но и отечественные автомобили требуют правильного ухода. Своевременное проведение техосмотра, применение качественных расходных материалов позволит продлить срок ее службы
Первое, на что стоит обратить внимание, это какое топливо можно заливать в бак
Производитель, как правило, устанавливает свои рекомендации, которым стоит следовать. Ознакомиться с ними можно в инструкции по эксплуатации или внимательно изучить надписи около бака. В основном она звучит так: только неэтилированный бензин.
Что это за вид топлива и, какие его особенности, вы сможете в нашей статье. Так как информация изложена максимально простым языком без использования сложных технических терминов, то будет понятна всем.
Производство бензина – сложный процесс, который состоит из ряда взаимосвязанных мероприятий. Получают его из нефти. Первоначальный показатель октанового числа отличается от необходимого и равно 56-60.
В результате первого получается этилированный бензин. Он заключается в смешивании топлива присадками, которые основаны на тетраэтилсвинце.
Этот способ достаточно эффективен, позволяет значительно улучшить качество бензина. Несмотря на многие его достоинства, он имеет один важный недостаток – высокая токсичность топлива. В связи с этим он запрещен уже более 20 лет.
Кроме этого, он плохо воздействует и нас автомобиль. Особенно на нейтрализатор отработанных газов. Для выхода из строя устройства достаточно один раз заправиться таким бензином. Часто нарушается и работа датчика, который контролирует уровень кислорода в отработанных газах.
Если иномарку заправлять этилированным топливом, то велика вероятность того, что она перестанет работать. Автомобиль не сможет полноценно функционировать при условии испорченного катализатора отработанных газов. Специалисты рекомендуют внимательно отнестись к этому моменту и не рисковать.
Этилированное топливо применялось в СССР и было известно как 93 бензин. Его производство и продажу запретили достаточно давно. Найти его сегодня в России вряд ли получится.
Второй способ получения бензина предполагает использование не очень эффективных присадок, но экологичных. Такое топлива получило название неэтилированное.
Подобные присадки безопасны для человека и автомобиля. С таким бензином можно не переживать за катализатор. Он прослужит долгие годы и позволит машине пройти тысячи километров.
Бывает он нескольких видов, которые отличаются степенью очистки и октановым числом. К ним относят:
- АИ-80. Данный вид бензина достаточно низкого качества. Его применяют в основном для грузовиков, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Также ним заправить можно отечественный мотоцикл. Стоимость топлива невысокая, что делает его максимально доступным;
- АИ-92. Распространённый бензин. Отлично подходит для отечественных машин и старых иномарок. Его качество достаточно хорошее, поэтому детали автомобилей долго служат;
- АИ-95. Самый популярный вид. Ним заправляются большинство машин не только отечественного производства, но и зарубежного, так как бензин хорошего качества. Стоимость превышает предыдущих видов;
- АИ-98. Данная марка бензина является самой дорогой. В основном применяется автомобилями премиум класса. Он проходит дополнительную очистку и содержит минимальное количество вредных примесей.
Но несмотря на это не очень популярен. Объясняется это несоответствие заявленному качеству и высокой цене.
Такой бензин безопасен для человека, окружающей среды и транспортного средства. Представлен он несколькими марками. Они отличаются степенью очистки и ценой. Это позволяет потребителю самостоятельно выбирать его тот вариант, который ему подойдет наилучшим образом, как по качеству, так и по стоимости.
Этилированный и неэтилированный бензин: что это такое?
Часто единственное, что беспокоит водителя при заправке — это октановое число заправляемого топлива, а вот каким способом оно было получено, задумывается не каждый. Любой продаваемый на автозаправках бензин содержит присадки, повышающие октановое число смеси.
Для того чтобы приблизить октановое число топлива к 100, которое является эталонным, производители бензина могут использовать 2 метода:
- очищение смеси от посторонних примесей (в первую очередь от серы) и добавка присадок;
- этилирование с помощью свинцового химического соединения.
Повышение октанового числа приводит к снижению детонации, то есть самопроизвольному взрыву топлива в бензиновых ДВС.
Самовозгорание бензина крайне негативно сказывается на двигателе, поэтому производители искусственным образом и повышают октановое число топлива с помощью присадок.
Разница состоит в их химическом составе:
- этилированный бензин содержит тетраэтилсвинец, впервые использованный в качестве присадки в США в 20-х годах;
- неэтилированный бензин содержит более экологически чистые присадки.
Несмотря на запрет использования автомобильного этилированного бензина, его до сих пор можно встретить в некоторых видах авиационного топлива, а также в химической промышленности.
Сейчас этилированный бензин состоит под запретом для использования в качестве автомобильного топлива, поэтому по умолчанию любой официально продающийся в России бензин — неэтилированный.
Нефтеперерабатывающие заводы используют присадки и тогда, когда изготавливают неэлитированное топливо. Что такое неэтилированный бензин, как он изготавливается и особенности его проверки на качество можно узнать из ГОСТа на бензин, использующегося в России.